5 октября 2004 года. Российское правительство вчера заявило, что его нефтяной стабилизационный фонд, который, как ожидается, к концу года вырастет до 600 млрд. руб. (20,5 млрд. долл. США), отныне можно будет инвестировать только в государственные облигации США и европейских стран с самым высоким рейтингом.
Спустя 6 лет после разрушительного финансового кризиса, вызванного резким падением мировых цен на нефть, Россия старается откладывать про запас свои незапланированные прибыли от рекордно высоких цен на нефть. Это обусловило резкий рост платежеспособности России на мировых рынках капитала.
Бюджет России пятый год подряд исполняется с профицитом. Аналитик экономических проблем в банке "Dresdner Kleinwort Wasserstein" Сонал Десаи (Sonal Desai) сказал: "России после кризиса проводит исключительно консервативную фискальную политику. Российский внешний долг, который в 1998 году стал практически ругательным словом, сегодня сократился до безопасных размеров. Перспектива дефолта России в ближайшие несколько лет считается нереалистичной".
Цена российской сырой нефти уральской марки вчера составляла 39,90 долл. США за баррель (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л) в сравнении с 22 долл. за баррель, которые были заложены в правительственный бюджет на текущий год. Средневзвешенная цена в этом году пока что составляет 31,10 долл. за баррель.
В законе о стабилизационном фонде сказано, что правительство имеет право расходовать любые суммы при величине фонда свыше 500 млрд. руб. - рубеж, который, как ожидается, будет достигнут во второй половине текущего года. Политическое давление в пользу направления части этого фонда на популистские меры обязательно будет расти, когда станет ясно, что размеры фонда достигли указанного предела.
Однако правительство заявило, что, возможно, использует некоторую часть этих денег для возврата части своего двустороннего долга, который достигает примерно 45 млрд. долл. Эта перспектива стала более близкой вследствие спорного решения Германии в июне перевести некоторую часть долга России Парижскому клубу кредиторов в рыночные ценные бумаги.
Угроза новых подобных решений оказывает влияние на цену российских облигаций, в результате чего возросли ожидания, что Москва попытается выплатить часть долга.
Российское правительство вчера заявило, что фонд, возможно, будет инвестирован в правительственные ценные бумаги, выпущенные 13 странами Европейского союза (ЕС) и Соединенными Штатами. Оно сообщило, что наличные можно будет держать в долларах США, в евро или в английских фунтах.
Это более консервативный подход, чем тот, который практикует правительство Норвегии, которое инвестировало всего 60% своего нефтяного фонда в облигации, а остальное - в обыкновенные акции. Норвежский фонд включает также инвестиции в ценные бумаги стран с нарождающейся рыночной экономикой, которые проявляют тенденцию быть гораздо более изменчивыми, нежели высоко котируемые правительственные долговые обязательства.
Размер норвежского фонда в июне составлял 942 млрд. норвежских крон, что примерно в 8 раз больше, чем его российский эквивалент.
Хотя российское правительство заслуживает похвалы за свою осторожную фискальную политику, аналитики говорят, что оно мало что сделало для снижения зависимости экономики от нефти. Валовой внутренний продукт (ВВП) России растет с темпом около 7,4% в год, однако достижение заявленной президентом Владимиром Путиным цели удвоения ВВП за 10 лет (до 2010 года) требует, по словам г-на Десаи, устойчивого темпа роста около 9%.