Бывший высокопоставленный сотрудник Международного валютного фонда вчера обвинил 'Большую семерку' в политическом вмешательстве, ослабившем способность МВФ продвигать реформы в России в 1990х годах.
Джон Одлинг-Сми (John Odling-Smee), недавно вышедший в отставку директор отвечающего за этот регион департамента МВФ, заявил, что семь индустриализованных стран возложили на Фонд основное бремя финансовой помощи России, но при этом навязывали 'противоречивые' политические требования в дополнение к стандартным правилам кредита.
'Хотя 'Большая семерка' помогла МВФ получить важную роль в России, ее политические и двухсторонние интересы одновременно ослабляли влияние МВФ', - пишет Одлинг-Сми в рабочем докладе организации. США 'фактически определяли коллективную позицию' 'Семерки', за исключением переговоров о российском долге перед этими странами, где лидером была Германия.
Это заявление возобновит споры вокруг МВФ, который уже подвергался критике за роль в экономических реформах в России и других странах, например, со стороны Джозефа Стиглица (Joseph Stiglitz), бывшего ведущего экономиста Всемирного банка.
По словам Одлинга-Сми, давление со стороны 'Большой семерки' вынуждало МВФ предоставлять России кредиты даже тогда, когда страна не проводила нормальной экономической политики. В результате на протяжении 1990х оказывалась поддержка слабой политике России. 'Иногда 'Большая семерка' хотела, чтобы [международные финансовые институты] предоставляли кредиты с целью продемонстрировать поддержку правительству [президента Бориса Ельцина] даже в то время, когда экономическая политика и проекты не соответствовали стандартным требованиям', - пишет он.
И напротив, в конце десятилетия, в свете обвинений в отмывании денег, предъявленных иностранцами некоторым российским чиновникам, и после начала второй войны в Чечне в 1999 году, политика 'Семерки' изменилась на противоположную, отмечает эксперт.
В результате, когда Россия не смогла провести новые структурные реформы, МВФ занял 'необычно жесткую позицию' и отказался предоставлять новые кредиты.
По мнению Одлинга-Сми, ответственность за неспособность России создать рыночные институты лежит не на МВФ, а на Всемирном банке.
Кроме того, банк потакал спорным схемам 'кредит в обмен на акции', в результате которых небольшая группка бизнесменов получила контроль над ведущими компаниями, приватизированными по заниженным ценам.
Эксперт подчеркивает, что ответственными за политику были главным образом россияне, и указывает на роль этих 'олигархов' в финансировании политиков и формировании политического курса.
Однако он признал ошибки МВФ, включая неспособность добиться отмены привязки валюты, более успешного сбора налогов и ограничения расходов, что могло предотвратить финансовый кризис 1998 года или сократить его масштабы.