Москва. Вчера в результате возникших острых разногласий по вопросу о слиянии контролируемых государством компаний 'Газпром' и 'Роснефть' было поставлено под сомнение создание в ближайшем будущем крупного российского государственного конгломерата в сфере энергетики.
Глава НК 'Роснефть' Сергей Богданчиков направил письмо российскому президенту Владимиру Путину, в котором пытался доказать, что нефтяной компании должно быть разрешено сохранить свою собственную независимую структуру управления и свой совет директоров.
Газета деловых кругов 'Коммерсант' опубликовала на своих страницах письмо руководителя 'Роснефти', в котором он предлагает, чтобы государство сохранило за собой 25-процентный пакет акций компании и обеспечило ей право на самоуправление. Подобный шаг главы нефтяной компании, по-видимому, объясняется попытками обеспечить защиту самостоятельности в принятии решений нынешним руководством и правлением, которое возглавляет Игорь Сечин, влиятельный замглавы президентской администрации и близкий, как считается, к спецслужбам человек.
Подобный подход резко контрастирует с позицией Алексея Миллера, главы газового монополиста ОАО 'Газпром', который заявил в эти выходные, что 'Роснефть' целиком сольется с его компанией; и при этом ее правление будет распущено, а торговая марка упразднена.
'Наша позиция по данному вопросу остается неизменной. 'Роснефть' полностью войдет в структуру 'Газпрома' на правах одной из его дочерних компаний, точно также как и любая другая дочерняя компания', - подчеркнули в 'Газпроме'
Было также подчеркнуто, что сделка должна быть завершена к концу текущего года. При этом отмечается, что процессы интегрирования 'Роснефти' в структуру 'Газпрома' может занять большее по продолжительности время.
Возникшие накануне трения в очередной раз свидетельствуют, что слияние было недостаточно основательно продумано.
По мнению некоторых аналитиков, оно было задумано с целью 'умаслить' иностранных инвесторов в период, когда возникли растущие опасения по поводу процессов централизации власти в России и нестабильного положения с правами собственности в этой стране.
Как подчеркивал г-н Путин, слияние двух компаний должно обеспечить устранение административных барьеров, препятствующих иностранцам покупать акции, реализуемые преимущественно на внутреннем рынке.
Однако сохраняются сомнения относительно того, разрешат ли российские власти иностранцам владеть пакетом акций, превышающим 20-процентный порог, установленный президентским указом.
Как заявил на прошлой неделе замминистра экономразвития и торговли Андрей Шаронов, пока еще не готовы нормативные документы, позволяющие упростить структуру акций 'Газпрома', и поэтому разговоры об этом преждевременны.
Вчера в 'Роснефти' поначалу отказались от комментариев, но позже выступили с заявлением, в котором подчеркивается, что в письме - полный текст которого не публиковался - содержится полная поддержка решения о слиянии двух компаний.
Ряд наблюдателей усматривает в слиянии 'Газпрома' и 'Роснефти' своего рода платформу, плацдарм для дальнейшего продвижения государства в нефтегазовый сектор, включая возможное приобретение 'Юганскнефтегаза' - главного добывающего предприятия в составе НК 'Юкос'.