Тарту, Эстония. 5 октября ('ЮПИ'). В результате недавно произошедшего крупного расширения Европейского Союза, теперь состоящем из 25 государств, в его составе отныне имеется четыре страны с преимущественно православным населением (ранее была лишь одна страна), а также еще пять стран-членов, имеющих значительные православные диаспоры.
Распространение влияния православия в Европе бросает вызов теории Самюэля Хантингтона (Samuel Huntington) о 'столкновении цивилизаций'. Он исходил из того, что православная Греция являла собой 'аномальное явление' в католико-протестантской Европе. Вспыхнули также дискуссии относительно того, какое влияние могут оказать православные всего мира и православная церковь в целом на политику Евросоюза.
Похоже, что тон в подобных дискуссиях задает Московская патриархия. В издаваемом ею 'Церковном вестнике' в номере за прошлый месяц епископ Венский и Австрийский Илларион, чья епархия входит в состав Патриархии, рассматривал особенности и проявления возросшего влияния православия в странах Европейского Союза, а также то, каким образом Патриарх Русской православной церкви (РПЦ) мог бы воспользоваться наметившимися тенденциями.
В статье, озаглавленной 'Православие в новой Европе: проблемы и перспективы', Илларион отмечает, что 94 процента от общего числа всех православных проживают на территории Европы. Однако до недавних пор единственной православной страной, входившей в состав ЕС, была Греция. Подобное положение ограничивало влияние православия и его идей на взгляды и позицию руководства Европейского Союза в отношении целого ряда вопросов.
Недавнее расширение ЕС кардинальным образом изменило подобное положение. Теперь в его состав вошли еще три православные страны - Румыния, Болгария и Кипр - и пять стран, со значительным удельным весом православного меньшинства - Польша, Эстония, Латвия, Литва и Словакия. В результате, - пишет далее Илларион, - на территории ЕС теперь насчитывается десятки тысяч православных приходов и десятки миллионов верующих, исповедующих православие.
При этом венский епископ признает, что, конечно же, было бы неправильно рассматривать всех этих людей как членов единого православного прихода с одинаковым мировоззрением. Их разделяют как религиозные, так и политические разногласия. Помимо этого, многие иерархи православной церкви находятся явно не в ладах друг с другом.
При этом автор статьи утверждает, что в настоящее время, 'когда идет процесс формирования самосознания новой Европы, вырабатываются основополагающие законы, которые будут определять облик Европейского Союза на годы вперед, православные верующие должны принять активное участие во взаимодействии с европейскими политическими структурами'.
Делать это необходимо, - утверждает автор статьи, - поскольку в настоящее время нависла 'настоящая угроза того, что либеральная идеология Запада будет провозглашена в качестве единственной законной модели общественного развития в рамках объединенной Европы'. Эта идеология, - продолжает на страницах издания Илларион, - не отводит места для активной роли церкви и религиозных организаций в общественной и политической жизни. Напротив, религия, согласно ее постулатам, является исключительно личным делом граждан.
'Подобное представление', - продолжает автор, - 'находится в противоречии' с фундаментальными положениями православия и потому ему необходимо активно противостоять. Крайне важно, по мнению Иллариона, чтобы церковь проявила волю к активному противостоянию либеральной европейской идеологии, и тем самым обеспечила бы защиту не только собственного учения по таким актуальным вопросам, как аборты и однополые браки, но также добилась того, чтобы Церковь, как таковая, играла бы центральную роль, оказывая помощь в деле направления политической и общественной жизни в странах Евросоюза в нужное русло.
Статья заканчивается такими словами: 'Русская православная церковь с интересом следит за ходом воплощения 'Европейского проекта' и через своих представителей в Брюссельской миссии при руководящих органах ЕС принимает самое непосредственное и активное участие в проходящих там дебатах. Будучи наднациональной церковью, представленной на территории Европейского Союза несколькими епархиями, сотнями приходов и сотнями тысяч верующих, Московский патриархат придает большое значение процессу европейской интеграции, которая, на наш взгляд, должна привести к созданию многополярной Европы, в которой соблюдались бы права религиозных общин. Лишь в этом случае Европа сможет стать настоящим общим домом для церкви и разных религиозных групп и конфессий, включая и православную церковь'.
То, что Московская патриархия намерена не просто наблюдать за ходом этого процесса, становится ясно не только из статьи цитируемого выше епископа, но также из заявлений, сделанных на прошлой неделе Патриархом Алексием II и митрополитом Кириллом на заседании Совета Русской православной церкви. В своих речах оба эти высшие иерархи РПЦ подчеркивали свою озабоченность по поводу положения церкви в Европе и заявили о своей готовности вести совместную работу с российским государством в деле продвижения общих интересов на континенте.
В этом смысле епископ Илларион совершенно прав: Европейский Союз быстро превращается в 'новую Европу' - место, где больше не действуют прежние установки. Православные в происходящих переменах играют значительную роль, и складывается впечатление, что они намерены играть все возрастающую роль в принятии политических решений в рамках ЕС.
Растущее влияние православия в Европейском Союзе в свою очередь откроет возможности для Русской православной церкви значительно расширить свое влияние, что необходимо как для решения своих собственных конфессиональных задач на континенте, так и для того, чтобы выступать надежным проводником внешнеполитических интересов российского государства.
Пол Гобл преподает в Евроколледже в Университете г. Тарту (Эстония)