Литва, кажется, любит заниматься самоистязанием. Уже дважды за прошедшие месяцы самое крупное из прибалтийских государств оказывается в глубоком кризисе. Сначала парламент сместил со своего поста, впервые в новейшей европейской конституционной истории, избранного президента Роландаса Паксаса (Rolandas Paksas), обвинив его в коррупции. Затем во взяточничестве были обвинены несколько депутатов, а отдельные партии - в зависимости от финансовых спонсоров. И вот теперь все выглядит так, что на предстоящих в это воскресенье парламентских выборах победит Рабочая партия, дающая пустые обещания. Уже не один месяц все опросы стабильно показывают, что Рабочая партия наберет от четверти до трети голосов избирателей, намного больше, чем любая другая партия. Уже во время выборов в Европейский парламент она победила, набрав 30 процентов голосов, получив пять из тринадцати мест, предназначенных для Литвы в Страсбурге. Ее председатель Виктор Успаских родился в России и продолжает поддерживать тесные связи со своей родиной. Что он хочет в политическом плане, понять из его противоречивых заявлений трудно.
Успех Рабочей партии по-разному уже имел свои последствия. Он ускорил пока распад традиционных партий в Литве, которая со своими правительствами являлась до сих пор самым стабильным прибалтийским государством и единственной страной, где правил социал-демократ. Их падение было подстегнуто обвинениями в коррупции. Основной причиной победы Рабочей партии является, прежде всего, антипатия населения страны по отношению к 'элите'. Она также способствовала консолидации партии, расколотой до сих пор на разные группировки.
В прошедшие недели власть предержащие в Литве, как и за рубежом, адаптировались к ситуации. В Брюсселе Успаских искал разговора с президентом Еврокомиссии Проди (Prodi), а американский посол в Вильнюсе подтвердил в одной из бесед, что Вашингтон будет поддерживать с ним 'добрые отношения'. Ведущие политики Литвы, начиная от консервативного президента Адамкуса (Adamkus) и кончая премьер-министром, социал-демократом, Бразаускасом, нашли его достойным уважения или же способным идти на создание коалиции. Без него вряд ли может быть сформировано правительство, но вопрос, с кем бы он хотел его сформировать, и кто тогда будет премьер-министром или его заместителем, Успаских оставляет открытым. С этим все так же неопределенно, как и с его программой. Если в первые дни деятельности нового правительства будут реализованы его предложения о снижении налогов и расходов, о повышении пенсий, заработной платы, то Литва станет скоро банкротом. Виктор Успаских стал быстро почтенным человеком. Это, по мнению некоторых его критиков, как раз то, к чему он стремится вместе со своей партией, причем они проводят параллели с Берлускони (Berlusconi): он, самый богатый парламентарий страны, хочет добиться 'легитимности' для своей позиции и, прежде всего, для своего быстро обретенного благосостояния или даже получить иммунитет. При этом речь идет о происхождении его состояния, которое неоднократно было предметом судебных расследований. Он оспаривает некоторые слухи относительно его происхождения и называет разговоры о контактах с российским поставщиком газа 'Газпромом' или даже с Кремлем 'легендой'. Между тем, однажды он сказал, что его с Россией связывает большее, чем место рождения, в другой раз сказал, что он 'настоящий русский'. В его биографии есть неприятные моменты. Газета "Kauno Diena" пишет о причинах, заставляющих предполагать, что с его избранием начинается период, 'когда счет будет идти только на деньги, и будут размыты границы между частными и общественными интересами'.
45-летний предприниматель родился в семье лесоруба в Архангельской области на севере России. Будучи сварщиком, он учился заочно на экономическом факультете. После службы в Советской Армии возвратился на советское газодобывающее предприятие. В 1985 году впервые побывал в Литве, в 1987 году, Литва тогда была еще оккупирована Советским Союзом, он туда вернулся вновь и возглавил строительство газопровода в Кедайняй (Kedainiai). Небольшой городок, где он работал, стал трамплином для его восхождения: с той поры его стали называть везде 'боярином' из Кедайняй.
После получения в 1991 году независимости от Москвы он, как и многие работавшие в Литве русские, получил литовский паспорт. В течение доброго десятилетия Успаских использовал расплывчатые законы по приватизации, легкие кредиты, хорошие связи и рискованную торговлю для того, чтобы под крыло его компании Vikonta перешло большинство государственных предприятий в районе Кедайняй. Один старый друг, с которым он работал сварщиком, стал заместителем председателя правления 'Газпрома'. В 1999 году Успаских стал президентом литовского Союза работодателей, годом позднее - депутатом от социал-либералов, пока прошлой осенью не создал Рабочую партию, "Darbo".
Вокруг его фигуры быстро начались споры, например, когда он, в то время председатель Комитета по экономике парламента, получил пятую часть всех литовских денег на развитие от одного из фондов ЕС. Юридические осложнения привели к тому, что иск на возмещение ущерба в самой крупной за всю историю литовского права сумме остался без последствий. При этом речь шла о предприятии, зарегистрированном на Виргинских Островах, и о неуплаченных налогах. "Kauno Diena" говорит о связях предприятия, на которое был подан иск, с Успаских, тот отвергает это, говоря о 'махинациях консерваторов'. После выборов Северная Европа может получить в контролирующем органе человека, который в чувствах может также сказать - литовцы идиоты, они не в состоянии управлять своей собственной страной.