Марк Бжезинский работал в аппарате Совета национальной безопасности США. Ричард Холбрук являлся послом США при ООН
7 октября 2004 года. Соединенным Штатам нужна такая политика в отношении России, которая бы твердо способствовала позитивным реформам в этой жизненно важной для нас стране. Однако слишком часто подход администрации Буша-младшего (George W. Bush) был ориентирован на добрые отношения с Владимиром Путиным как на самоцель, а не как на средство достижения более значимых целей. Не следует покупать добрые отношения с г-ном Путиным ценой отхода России от демократии или запугивания Москвой Украины, Грузии и других бывших советских республик.
Слабая американская реакция на тревожные тенденции при правлении г-на Путина только лишь усиливает наихудшие инстинкты российского президента. Террористический акт в Беслане был, несомненно, ужасающим, и Россия имеет полное право защищаться. Но закрывать глаза на нападки г-на Путина на активистов правозащитного движения и его попытки консолидировать контроль в регионе — не в национальных интересах ни США, ни России.
Основываясь на том, что говорил г-н Буш-младший во время президентской кампании 2000 года, многие ожидали, что Вашингтон будет откровенным с Россией в вопросе демократизации. Ведь в докладе комиссии Кокса (Cox Commission) "О политике США в отношении России", одобренном организаторами избирательной кампании г-на Буша-младшего, администрация Клинтона (Bill Clinton) была подвергнута критике за "преувеличение достижений и сокрытие неудач в американо-российских отношениях". В сентябре 2003 года г-н Буш-младший изрек: "Я уважаю видение президентом Путиным России как страны, живущей в мире сама с собой, со своими соседями и со всем миром, страны, в которой процветают демократия и главенство закона".
Это заявление поражает, если вспомнить о репутации г-на Путина. Его правительство удушило всех несогласных в российском политическом истеблишменте. Заставив замолчать средства массовой информации и закрыв неправительственные организации, он перешел к тому, чтобы затыкать рот независимым критикам. Контакты Запада с российским обществом были ограничены: из России выдворили работников Корпуса мира, а представитель Американской федерации труда и Конгресса производственных профсоюзов в Москве был объявлен персоной нон грата. Предложение г-на Путина отменить прямые выборы членов парламента и региональных губернаторов еще больше централизует власть Кремля.
Стратегия г-на Путина по ослаблению независимых центров власти простирается за пределы границ России. В момент, когда Грузия отправляет в Ирак на помощь альянсу новых солдат, российские официальные лица говорят ей, чтобы она порвала отношения с США и НАТО в сфере политики и безопасности и согласилась на то, чтобы оставить на длительный срок российские военные базы в двух сепаратистских провинциях. Г-н Путин является главным спонсором репрессивного режима Лукашенко в Белоруссии. Поступают заслуживающие доверия сообщения о российских попытках торпедировать предстоящие на Украине 31 октября президентские выборы.
Выступающие за демократию группировки справедливо озабочены событиями в России и мягкой реакцией на них г-на Буша-младшего. Заручиться поддержкой Россией борьбы против терроризма, конечно, важно, однако это не исключает попыток добиваться от России ответственного поведения. Россия способна справиться с критическими угрозами безопасности, включая осуществление иранской ядерной программы и противостояние с Северной Кореей. Российские запасы боевых отравляющих веществ и биологических рецептур, а также опыт в этой области делают сотрудничество с ней необходимым для предотвращения распространения этого оружия в мире. Стремление заручиться ее поддержкой в этих вопросах отвечает интересам как России, так и США.
Существует более ответственная реакция. Первое, это прямые высказывания. Американскому президенту следует сообщить г-ну Путину в частном порядке, а также публично заявить российскому обществу, что его заботит эрозия демократии. Американская поддержка реформаторов и осуждение антидемократических тенденций могут оказать решающее влияние на этот процесс.
Второе, это программы развития демократии. Соединенным Штатам следует увеличить финансирование и оказание поддержки в строительстве демократии в России.
Третье, это региональное расширение. Недостаточная реакция администрации Буша-младшего на российское вмешательство в бывших советских республиках обусловила рост беспокойства в регионе. Новым государствам нужны заверения, что США привержены делу их независимости.
Четвертое, это нераспространение. В России остаются 600 т плохо охраняемых ядерных материалов. Сегодня считается, что на обеспечение их безопасности потребуется 13 лет. Однако, если нарастить усилия и затратить малую толику средств, которые идут на войну в Ираке, данную проблему можно решить за 3-4 года.
Отношения с Россией администрации Буша-младшего доказывают, что принятие желаемого за действительное и "довольные разговоры" не могут заменить стратегию. Своевременной стала бы доза "жесткой любви". Однако это маловероятно, если нынешняя администрация, которая не желает приносить извинения за свою "политику карт-бланша", не будет переизбрана.