Андрей Илларионов так гордится независимостью своих взглядов, что показывает висящую на стене его кремлевского кабинета копию официального выговора, объявленного ему за нарушение правил общения с прессой.
Этот выговор, подписанный главой администрации президента Владимира Путина Дмитрием Медведевым, висит на стене рядом с благодарностями за вклад Илларионова в развитие экономики. Одна из них от самого президента. Илларионов отказывается рассказать о том, как он заработал выговор от Медведева, но он доволен, что документ привлек внимание.
Сегодня для господина Илларионова, либерального экономиста, приглашенного четыре года назад в Кремль Путиным для реализации рыночных реформ, на которые неохотно соглашались кремлевские руководители, наступили трудные времена.
Несколько дней назад правительство объявило о том, что контрольный пакет акций газового гиганта "Газпром" снова переходит к государству. После объединения "Газпрома" с государственной компанией "Роснефть" доля государства в новом объединении составит 51 процент. Затем министры предложили поддержать принятие Киотского Протокола, международного соглашения об ограничении загрязнения окружающей среды - вопреки страстным протестам Илларионова.
Это одни из последних разочарований господина Илларионова. Он говорит, что его первый год работы в качестве советника по экономике был периодом значительных достижений, которые включали решения о выплате внешних долгов. Однако с апреля 2001 года эффективность экономической политики начала снижаться, поскольку руководство стало отходить от либерализации рынка.
"Движение в направлении либерализации связано с повышением качества экономической политики. Движение в сторону государственного вмешательства означает снижение качества экономической политики. В условиях стабильных внешних цен мы бы столкнулись с падением темпов экономического роста, и это было бы видно всем", - говорит Илларионов. В анализе Илларионова большое место занимает дело "Юкоса", нефтяной компании, поставленной на грань банкротства в связи с огромными налоговыми исками. Публично высказывая критические замечания по поводу того, как Кремль ведет себя в этом деле (что очень редко делают кремлевские официальные лица), он говорит: "Это ящик Пандоры, и было серьезной ошибкой открывать его. Коль такая ошибка совершена, самым умным решением было бы свернуть данное дело".
Илларионов опасается, что дело "Юкоса" оживило анти-либеральные силы в стране. Он заявляет: "Дело "Юкоса" имеет собственную логику. Сейчас трудно представить себе, что какая-то политическая сила в мире может остановить начавшийся процесс. Каждый неверный шаг ведет к новым неверным шагам".
"Увеличение количества неверных шагов, эскалация ошибок будет иметь тяжкие последствия для компании, для промышленности, для властей и для страны в целом".
Другие бизнесмены начинают в этих условиях бояться. Илларионов говорит: "Да, это порождает страх. А страх - один из важных элементов игры. С тех пор, как 25 октября прошлого года был арестован Михаил Ходорковский (основатель "Юкоса"), разговоры о страхе стали постоянными. Страх широко распространился среди бизнесменов".
По словам Илларионова, "Юкос" изменил представления о правах собственности на полезные ископаемые в России. И хотя иностранные инвесторы по-прежнему приветствуются в стране, они должны очень осторожно действовать в нефтяном и газовом секторе.
"Мысль о том, что природные ресурсы являются совершенно особым товаром, распространяется очень быстро", - говорит он.
"В 90-е годы все верили, что полезные ископаемые могут находиться в частной собственности, поэтому частные компании накапливали их запасы. Но в последние годы появилось новое убеждение - что природные богатства должны принадлежать государству. Не частным лицам или частным компаниям - а государству. Сейчас все ясно это понимают, поэтому любое решение иностранных инвесторов о покупке месторождений полезных ископаемых подлежит обсуждению с государством".