Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Мировая общественность не стремится знать правду о Кубе

Интервью Сое Вальдес

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Сейчас мои книги запрещены на Кубе. Их можно найти только в диссидентских кругах и частных библиотеках. Не знаю, слышали ли вы о том, что17 человек были приговорены к двадцати годам заключения только за то, что у них нашли мои книги. Удивительно, что об этом в мире знает мало людей. Но даже те, кто об этом слышал, предпочитают помалкивать, полагая, что с политической точки зрения об этом говорить было бы неправильно

Сое Вальдес, известная кубинская писательница. В настоящее время находится в изгнании и живет во Франции.

Что вы можете сказать о ситуации, которая складывается с литературой на Кубе?

- Сейчас мои книги запрещены на Кубе. Их можно найти только в диссидентских кругах и частных библиотеках. Не знаю, слышали ли вы о том, что17 человек были приговорены к двадцати годам заключения только за то, что у них нашли мои книги. Удивительно, что об этом в мире знает мало людей. Но даже те, кто об этом слышал, предпочитают помалкивать, полагая, что с политической точки зрения об этом говорить было бы неправильно.

Почему на ваш взгляд сложилось такое мнение, что с политической точки зрения сейчас об этом следует молчать?

- В настоящее время происходит переоценка многих ценностей. Но по-прежнему жив тот романтизм, который был характерен для первых лет кубинской революции. Во властных структурах есть немало людей, которых устраивает такое положение.

Касаясь нынешней ситуации на Кубе, многие считают, что за последние годы экономика страны стала более открытой. Вы разделяете такое мнение?

- Действительно, в экономической сфере просматривается такая тенденция. Но это касается только экономики. В интеллектуальной сфере таких процессов нет. Интеллектуалами на Кубе или манипулируют или они находятся на услужении власти.

Как Вы считаете, почему кубинским диссидентам не верят в мире, когда они рассказывают о тех насилиях, которым они были подвергнуты со стороны властей?

- Действительно, все это очень странно. Если ты не кубинский диссидент, то мировой общественности не требуется доказательств. Как только речь идет о кубинце, то сразу же слышны возгласы: 'О чем ты говоришь? На Кубе никогда не применяли пыток в отношении заключенных!'. Наверное, это связано, с тем, что существует некий стереотип, который трудно преодолеть. Я это очень болезненно переживаю.

Президент Аргентины Нестор Киршнер планирует посетить Кубу с официальным визитом. Если бы у Вас была бы возможность лично обратиться к нему, чтобы Вы ему сказали?

- Я уже не первый раз обращаюсь к главам государств с просьбой: сделайте все возможное для освобождения политических заключенных на Кубе. Киршнер является президентом демократической страны, к которой на Кубе относятся с большой симпатией. Если он меня слышит, - господин президент, попросите Фиделя Кастро как можно быстрее освободить заключенных!

Мало кому известно, и об этом предпочитают молчать, что за 45 лет жесточайшей диктатуры на Кубе бесследно исчезли 80 тысяч человек, 15 тысяч были казнены. Не надо также забывать и о том, что в свое время Фидель Кастро поддержал военную диктатуру в Аргентине.

Откуда у Вас такие данные?

- Эти данные собраны кубинскими правозащитными организациями на основе опроса близких и родственников погибших и заключенных.

А какова позиция латиноамериканских писателей, проявляют ли они солидарность с кубинскими правозащитниками? В частности, какую позицию занимает лауреат Нобелевской премии Габриель Гарсия Маркес, ведь он так много говорит о проблемах стран Латинской Америки?

- Габриеля Гарсия Маркеса умиляет власть. Каждый раз когда он посещает Кубу, Фидель Кастро устраивает для него роскошную жизнь. Вы, наверное, знаете, что Нобелевский лауреат выступает против смертной казни. Вместе с тем, год тому назад, когда по приказу Кастро были казнены три молодых человека за попытку побега с острова, - он промолчал. Мне кажется, что у него есть исключения, и они касаются только Кубы. Все это ужасно.

На кинофестивале в Сан -Себастьяне известный американский режиссер Оливер Стоун заявил, что Кастро является самым великим человеком, которого он знал, и если он расстреливает, то это только потому, что США объявили войну Кубе и установили экономическую блокаду. Как Вы относитесь к такого рода утверждениям?

- Все это похоже на пропагандистскую речь. Я думаю, что подобного рода заявления не надо воспринимать всерьез. Мы ведь не станем верить тому, что на Кубе все библиотекари являются агентами ЦРУ. Мне бы очень хотелось посмотреть, что бы сделали с ним кубинские власти, если бы господин Стоун стал бы их критиковать так, как он это делает в отношении президента США.

Что Вы думаете о Че Геваре?

- Вы знаете, эта личность мне не симпатична. По специальности Че - врач, но как врач, он не состоялся. Был отцом, мужем - но покинул семью. Был министром экономики Кубы, но экономика страны оказалась несостоятельной. Уехал, как партизан, воевать в Боливию, и был убит. Я думаю, что он, как и многие революционеры, был одержим прекрасными идеями, но они, как показала жизнь были ошибочными. Сейчас его образ используют в коммерческих целях и зарабатывают на этом большие деньги, продавая майки и другую атрибутику с его изображением. Я думаю, что это никак не сочетается с его идеалами.

Тем не менее, в мире у него много поклонников. А есть ли они на Кубе?

Нет. На Кубе большинство населения его не воспринимают. Особенно это заметно среди молодежи. Конечно, на демонстрациях вы увидите его портреты, но это идет по приказу сверху и люди должны подчиняться, иначе они могут потерять работу, или с ними могут произойти и более страшные вещи.

А почему его не воспринимают?

- Наверное, это вызвано естественной реакцией на часто повторяемые лозунги и призывы. Например, ученики в школе должны постоянно повторять: 'Будем как Че!'. Это, в конце концов, всем надоедает и возникает обратная реакция: 'Хватит, нам это уже все надоело слышать'.

Почему тогда у Фиделя Кастро такая большая популярность в мире? Когда он был в Аргентине, и его пригласили выступить перед студентами юридического факультета столичного университетами, то зал не мог вместить все желающих.

- Это объясняется тем, что с именем Кастро ассоциируется некий образ борца за социальную справедливость, своего рода современный мировой Робин Гуд. Надо отдать должное, он успешно справился с такой задачей.

Но мне горько осознавать, что будущие юристы, которые призваны защищать права человека воспринимают Фиделя Кастро таким образом.