Маркиз де Кюстин, французский аристократ и писатель, совершивший путешествие по России в 19 веке, при Николае I, назвал империю 'колоссом на глиняных ногах'. К такому выводу он пришел полтораста лет назад, посетив Санкт-Петербург.
Казалось, что царская империя, благодаря своей военной мощи, является самой влиятельной силой в Европе, но на деле это была отсталая аграрная страна, где самодержавная власть жестоко подавляла любую оппозицию. Своим сатирическим афоризмом Кюстин хотел показать, что основа угрожающей мощи этого гиганта - не прочнее глины.
После потрясшего весь мир захвата школы в североосетинском городе Беслане, который завершился кровавым исходом, президент России Владимир Путин принял ряд мер по укреплению собственной власти. Намеченные Путиным резкие и радикальные изменения в политической системе страны породили опасения, что Россия, возможно, двинулась в обратном направлении - к своему прежнему образу колосса на глиняных ногах.
В результате путинской реформы главы 89 регионов России, вместо избрания прямым голосованием, будут в буквальном смысле лично отбираться президентом. Выборы в нижнюю палату парламента по одномандатным округам отменяются: теперь все депутаты должны избираться в рамках пропорциональной системы. Эти меры означают полный отход Путин от его собственной позиции, озвученной два года назад: тогда он заявил, что не хочет навязывать регионам своих назначенцев в качестве губернаторов.
Террористы пытаются посеять в России полный хаос, толкая страну на путь дезинтеграции. Путин отстаивает необходимость принятых им мер, представляя их в качестве ответа на угрозу терроризма. Однако его слова не следует принимать за чистую монету.
Все четыре с половиной года, что он находится у власти, Путин последовательно старается ослабить местные органы власти, разгромить нарождающиеся бизнес-империи вроде нефтяного гиганта 'ЮКОС', ужесточить государственный контроль над СМИ и расширить полномочия органов безопасности.
Путин, несомненно, понимает, что само по себе назначение региональных губернаторов не поможет в борьбе с чеченскими мятежниками-сепаратистами. Его подлинная цель, судя по всему, состоит в том, чтобы не допустить укрепления позиций губернаторов и небольших политических партий, критически относящихся к деятельности президента. Все эти меры направлены на дальнейшую концентрацию власти в руках президента под предлогом борьбы с терроризмом.
Приезжайте в Москву, и вы сможете воочию убедиться, как сжимаются тиски государственного контроля. С телеэкранов исчезли политические дискуссии с участием лидеров партий и критиков режима, расцветавшие пышным цветом при предшественнике Путина - президенте Борисе Ельцине: теперь телеканалы 'кормят' зрителей исключительно развлекательными программами.
Высокопоставленный руководитель одного из крупных информационных агентств рассказал нам об одном красноречивом случае. В мае, в тот момент, когда Путин участвовал в помпезной церемонии на Красной площади [речь идет о параде в День победы - прим. перев.], агентство с пометкой 'молния' поместило сообщение об убийстве президента Чечни. После этого российское правительство на два дня закрыло корреспонденту этого агентства доступ в Кремль, очевидно, в качестве наказания за сообщение об убийстве, из-за которого Путин 'потерял лицо'.
Россия - огромная страна, населенная множеством этнических групп. Монополия царского и коммунистического режимов на власть поддерживалась прежде всего за счет политической тирании и авторитаризма. Лишь 13 лет назад, после распада СССР, в России начался эксперимент с построением демократии.
Учитывая историю этой страны, неудивительно, что внедрение демократии западного образца в России проходит непросто. Никто не станет отрицать, что в демократической и капиталистической России пропасть между богатыми и бедными расширилась, общество пронизывает коррупция, а ситуация с точки зрения законности и порядка быстро ухудшается.
Хотя мнения россиян относительно путинского решения о назначении губернаторов - возможно идущего вразрез с конституцией - резко разделились, рейтинг поддержки президента, по данным социологических опросов, остается высоким.
Однако даже Ельцин, лично избравший Путина своим преемником, выразил скептическое отношение к его реформам, заявив, что удушение свободы означало бы победу террористов.
Подавление народной инициативы, режим 'ежовых рукавиц' и вызванная этим социальная стагнация нанесут России большой ущерб. Российскому народу придется дорого заплатить за пренебрежение уроками имперского прошлого страны.