Москва, 8 октября 2004 года. По прошествии 2 лет с тех пор, как "Alco" начала переговоры о совместном предприятии в российском Заполярье стоимостью 2 млрд. долл. США, и спустя 5 месяцев после того, как эта американская алюминиевая компания объявила о другой сделке по приобретению в России двух заводов за более чем 200 млн. долл., ее планы остаются нереализованными.
Первый проект затормозился по причине неопределенности реформ энергетического сектора России и их последствий для тарифов на электроэнергию. Второй план отложен ввиду того, что менеджеры ожидают его одобрения государственным антимонопольным ведомством.
Эти и десятки других предложенных иностранными и российскими инвесторами проектов стало сложнее осуществлять с тех пор, как в марте президент Владимир Путин был переизбран на второй срок.
Когда в феврале г-н Путин уволил премьер-министра Михаила Касьянова и назначил на его место Михаила Фрадкова, лежащей на поверхности причиной этой перестановки было желание уменьшить внутренние противоречия и ускоренными темпами осуществить новые экономические реформы. Решительная победа г-на Путина на выборах породила еще большие надежды на то, что реформы пойдут быстрее.
Спустя полгода начинает казаться, что происходит как раз обратное. Тупиковая ситуация возникла вследствие совокупного влияния трех элементов: г-н Путин и его новая команда усомнились в правильности общего пути реформ; Кремль еще сильнее централизовал свою власть, создав перегрузку на вершине властной пирамиды; и "административная реформа", имевшая своей целью рационализацию работы правительства, кажется, привела к обратному результату.
"В результате совокупного влияния замедления процесса принятия решений и роста неопределенности возникла опасность снижения темпов экономического роста, что в лучшем случае может вернуть Россию к состоянию 2000 года", - говорит Ксения Удаева, экономист московского отделения Центра Карнеги.
Новая команда г-на Путина проявляет возрастающую амбивалентность в вопросе продолжения либеральных реформ, которые были намечены в первый президентский срок г-на Путина, в первую очередь в том, что касается иностранных инвестиций и реструктуризации естественных монополий страны. В настоящее время целый ряд предложений запланирован к рассмотрению кабинетом министров не ранее чем в предшествующие Рождеству недели.
Многие аналитики озабочены тем, что резко замедлилось претворение в жизнь плана, предусматривающего в интересах повышения конкуренции раздел государственной электрической монополии РАО "ЕЭС России".
Вместо этого план увеличения сверх 51% доли государства в газовой монополии "Газпром", ее слияния с нефтяной группой "Роснефть" и, возможно, использования этой объединенной структуры как платформы для приобретения других энергетических активов указывает на то, что правительство намерено поставить сектор природных ресурсов под своей более жесткий контроль.
Другим фактором, который тормозит прогресс бизнеса, является растущее влияние Кремля. Г-н Путин намеревался ускорить проведение своего курса, выбрав в качестве премьер-министра человека менее самостоятельного, чем г-н Касьянов, но пока что создается впечатление, что г-н Фрадков чрезмерно осторожен. "Он не хочет принимать никаких решений без предварительного одобрения Кремля", - говорит один правительственный чиновник.
Равным образом, нападки на несчастливую нефтяную группу "ЮКОС" сделали бизнес гораздо более чувствительным к политическому одобрению важных деловых соглашений, что ведет к торможению сделок и добавляет работы высшим чиновникам. "Кремль усматривает в этом негативный побочный продукт попыток укрепить роль государства в экономике", - говорит один московский инвестиционный банкир.
Наконец, третий набор вызовов, стоящих перед бизнесом, касается деятельности самой гражданской администрации. Г-н Путин этой весной утверждал, что правительство г-на Фрадкова начнет с реформы структуры министерств и ведомств РФ, чтобы ускорить процесс принятия решений.
По прошествии 6 месяцев стало больше "агентств" и "служб", чем когда-либо прежде, а многие ожидающие решения вопросы "зависли" ввиду того, что чиновники никак не договорятся о разделе властных полномочий.
Олег Вьюгин, руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам, говорит, что ему потребовалось почти 5 месяцев только лишь для того, чтобы получить подпись г-на Фрадкова на документе, который касался нового названия его агентства. Без этого он не мог даже заказать печать, которая ему требуется, чтобы оформлять свои решения.
Если говорить более серьезно, один менеджер нефтяной отрасли заметил, что целый ряд энергетических проектов был отложен по причине споров из-за вопроса о том, какой орган власти станет отныне давать "добро" на необходимые для них экологические экспертизы.
Никакие из этих различных элементов не привели к прекращению инвестиций или экономического роста в России, которая продолжает процветать. Однако многие опасаются, что второй срок президентства г-на Путина далеко не оправдает возлагаемых на него ожиданий.
"У меня создалось впечатление, что экономика уступила первенство политике, -говорит г-жа Удаева. - Мы рискуем тем, что иностранные инвестиции станут более краткосрочными и менее диверсифицированными".