Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Из-за 'гонений' на пиво в России западные пивовары остаются на мели

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Дважды в месяц Джозеф Стрелла, глава 'Sun Interbrew Ltd.', отправляется в какой-нибудь из московских парков и считает пустые пивные бутылки. Каждый раз он с удовольствием отмечает, что все урны забиты тарой из-под основной продукции компании - 'Клинского', 'Сибирской короны', 'Stella Artois'. 'Это отличный способ проверить, как у нас идут дела на рынке', - говорит он

Дважды в месяц Джозеф Стрелла (Joseph Strella), глава 'Sun Interbrew Ltd.', отправляется в какой-нибудь из московских парков и считает пустые пивные бутылки. Каждый раз он с удовольствием отмечает, что все урны забиты тарой из-под основной продукции компании - 'Клинского', 'Сибирской короны', 'Stella Artois'. 'Это отличный способ проверить, как у нас идут дела на рынке', - говорит он.

Но скоро этим вылазкам, возможно, придет конец. Российские законодатели намереваются запретить пить пиво в общественных местах, что, по словам пивоваров, нанесет большой урон их бизнесу, ведь именно там потребляется треть всего пива в России. Лишь 5% от общего объема приходится на бары и кафе - тамошние цены для большинства россиян слишком высоки.

Сегодня по темпам роста потребления пива Россия занимает второе место в мире после Китая - в этом году, как ожидается, этот показатель составит 7%. Потому-то российская пивоваренная промышленность - одна из самых привлекательных отраслей для иностранных инвесторов: за последние 13 лет западные пивоваренные компании вложили в нее около 2 миллиардов долларов.

Однако, на глазах ошеломленных иностранцев, пивоваренная промышленность постоянно подвергается нажиму со стороны законодателей. Летом парламент ввел драконовские ограничения на рекламу пива. В этом месяце законодатели обсудят вопрос о запрете распивать пиво на улице, стадионах, в парках и общественном транспорте.

По словам законодателей, они стремятся защитить российскую молодежь от злоупотребления алкоголем. Поскольку пиво в России до сих пор не считается алкогольным напитком, представителей органов здравоохранения беспокоит тот факт, что его преподносят доверчивым подросткам как безобидное освежающее питье.

Впрочем, законодателям, возможно, стоило бы направить свое рвение в другое русло. Россияне по-прежнему пьют куда больше водки, причем зачастую сомнительного качества, чем пива. По данным официальной статистики, от отравления поддельной водкой в России ежегодно умирает более 37000 человек.

Однако вкусы людей меняются, и российская молодежь все больше переключается с крепких напитков на пиво - напиток, ставший символом шального нефтяного богатства, обрушившегося на Россию. В последние годы продажа водки сохраняется на прежнем уровне или падает, тогда как потребление пива за первые 8 месяцев этого года выросло на 12% и достигло 5,97 миллиардов литров. Прошли те времена, когда российские лидеры опрокидывали на кремлевских приемах рюмку за рюмкой: теперь президент Владимир Путин позирует вместе с Тони Блэром за кружкой пива в московском пабе.

'На европейском рынке застой, а в США в 2003 г. продажа пива сократилась' впервые за восемь лет, говорит г-н Стрелла - менеджер-американец, возглавивший в прошлом году 'Sun Interbrew', российское совместное предприятие, созданное бельгийским пивоваренным гигантом InBev SA'.

Так что иностранные компании, толкаясь локтями, соперничают за право утолить новообретенную жажду россиян. 'Балтику' - самую популярную марку в России - производит фирма 'Baltic Beverages Holding', совместное предприятие британской 'Scottish & Newcastle PLC' и датской 'Carlsberg AS'. Только на прошлой неделе фирма из Амстердама 'Heineken NV' приобрела пивоваренный завод 'Соболь' в Новосибирске, а до этого, два месяца назад, купила еще два небольших пивных завода в Центральной России. 'Sun Interbrew' тоже ведет в Сибири переговоры о покупке пивзавода - он станет седьмым предприятием фирмы в России.

Однако, как утверждают инвесторы, новые веяния в России создают атмосферу неопределенности, способную повредить бизнесу. Пивовары беспокоятся, что запрет на запрет на использование в телерекламе их продукции образов людей, животных или мультипликационных персонажей, вступающий в силу с 1 января, приведет к тому, что им не позволят показать даже руку человека, держащего кружку пива. Лондонская 'SAB Miller PLC' опасается трудностей с рекламой чешского пива 'Kozel', которое они производят, ведь на этикетке изображен козел, или 'Miller Genuine Draft' с американским орлом на банке. Может пострадать и марка 'Толстяк', изготовляемая 'Sun Interbrew'.

'Истолкование запрета является весьма субъективным и требует дальнейшего разъяснения', - отмечает Найджел Фейрбрасс (Nigel Fairbrass), пресс-секретарь 'SAB Miller'.

По словам пивоваренных компаний, запрет на рекламу пива и другие ограничения пролоббировали изготовители водки, обеспокоенные ослаблением их позиций на рынке. 'Водочное лобби старается ограничить конкуренцию со стороны пива', - утверждает Вячеслав Мамонтов, глава Союза российских пивоваров. В качестве одного из элементов этой кампании, как говорят пивовары, в российских таблоидах печатаются 'страшилки', где утверждается, среди прочего, что употребление пива приводит к импотенции.

Водочные компании отвергают эти обвинения, заявляя, что ограничения на употребление пива повредят и их интересам. 'В России люди обычно начинают с пива, а затем у них появляется настроение выпить водки, - говорит Павел Шапкин, глава Национальной алкогольной ассоциации, представляющий компании, производящие крепкие напитки. - Получается: меньше пива - меньше водки'.

Много лет государство ничем не ограничивало рекламу и торговлю пивом. Российский эфир быстро заполнила реклама отечественного и иностранного пива, и чиновники системы здравоохранения, а также некоторые законодатели, стали все активнее требовать ее запрета.

'Я не против пива, но я против его пропаганды, адресованной крайне впечатлительной молодежи', - говорит депутат Алексей Розуван, один из соавторов недавнего закона.

Прогуляйтесь по любому российскому парку, особенно летом, и вы поймете, что он имеет в виду. Молодежь, толпящаяся на площадях Москвы, жадно глотает пиво - часто из двухлитровых пластиковых бутылок - западные подростки так пьют только фруктовую воду. Рабочие и прохожие часто останавливаются возле уличного киоска, чтобы быстренько выпить поллитра по дороге домой.

'Когда мне было 17, я ни за что не появился бы с бутылкой пива в общественном месте - это считалось антиобщественным поведением', - говорит бывший милиционер Розуван.

Подобные благие намерения проявляются не впервые. Еще в середине 1980х советские власти пытались побороть растущий алкоголизм, ограничив производство и продажу спиртных напитков. Виноградники перепахивались бульдозерами, ликеро-водочные заводы закрывались. Однако эта политика, в общем, провалилась: закаленные пьяницы начали варить самогон или перешли на опасные суррогаты, вроде одеколона или репеллентов.

Сейчас пивовары лихорадочно обдумывают, как им теперь, когда традиционные пути перекрыты, предлагать свою продукцию потребителям. Представители 'Балтики' говорят, что прекратили спонсорскую поддержку спортивных соревнований, например, национального чемпионата по футболу, опасаясь, что в противном случае их сочтут нарушителями запрета на рекламу.

'Sun Interbrew' утверждает, что запрет на телерекламу вынудит ее обратиться к более дорогостоящим маркетинговым схемам, вроде рекламных мероприятий на дискотеках или организации дорогих вечеринок в модных пивбарах.

Пока что запрет не охладил пыл иностранных инвесторов на российском рынке, но представители компаний по-прежнему встревожены. Алексей Кедрин, пресс-секретарь ОАО 'Пивоваренная компания 'Балтика'', выпускающего одноименное пиво, отмечает: 'Любой бизнесмен неизбежно отложит свои инвестиционные планы до того момента, пока неопределенная ситуация не прояснится'.