Сэр, со смешанными чувствами прочел я статьи Стефана Вагстила и Аркадия Островского по поводу моего интервью "Государство мешает росту экономики России" и "Человек Кремля, но не фанат государственного контроля" (7 октября). Высоко ценю то, что цитаты из моих выступлений, использованные в этих статьях, оказались правильными. В то же время, я обнаружил, что некоторые комментарии определенным образом искажают мои взгляды.
Расчеты, на которые я ссылался, предполагают, что 9,2 процента увеличения валового внутреннего продукта, способствовавшего экономическому росту России в прошлом году, были не только следствием более высоких цен на нефть, как это мне приписывается. Они были следствием изменений в условиях торговли, которые включают как снижение импортных цен, так и увеличение цен экспортных, причем только часть таких изменений может быть отнесена к изменениям в ценах на нефть.
Упоминания о вкладе внешних факторов в рост ВВП (непредвиденная прибыль) и внутренних факторов (включая качество экономической политики) были обнародованы не в этот раз, как утверждается, а многократно за последние несколько лет.
Утверждение о том, что официальные лица "блокируют либеральные реформы", кажется неточным, поскольку трудно блокировать то, что практически не существует. Однако я хотел сказать несколько о другом - из всего многообразия выборов бюрократы предпочитают принимать те решения, которые имеют более высокую выгоду для них самих, а не для страны (перераспределяя доходы, а не претворяя в жизнь ответственную экономическую политику).
Случай слияния "Газпрома" и "Роснефти" не может быть причиной для моего "разочарования", поскольку данное слияние как не создает новую монополию, так и не ухудшает уже существующие. Следовательно, по своему характеру оно отличается от случая так называемой реструктуризации электроэнергетической промышленности, предлагаемой РАО ЕЭС, которая привела бы к созданию супер-монополии в энергетической сфере.
Я не мог и предположить, что мои замечания будут расценены как критические и/или направленные против личностей. Эти замечания были направлены на то, чтобы привлечь внимание к глубоким и долговременным особенностям российской экономики, с которыми все руководители, независимо от личностей, будут вынуждены иметь дело многие годы.
К сожалению, эти замечания были представлены в слишком прямом противопоставлении предполагаемым взглядам премьер-министра. Возможно также, что такое представление преждевременно, так как Михаил Фрадков возглавляет правительство с марта месяца и поэтому не может нести ответственности за экономическую политику, которая проводилась в 2001-2003 годах. Тем, кто интересуется качеством экономической политики текущего года, долго ждать не придется - результаты расчетов будут опубликованы в начале следующего года.
Андрей Илларионов, Москва, Россия