Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему россияне умирают

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Многие российские политики и некоторые западные обозреватели пытаются возложить вину за сокращение продолжительности жизни в России на травмы, вызванные распадом Советского Союза. Но новое исследование, проведенное демографами Российской Академии Наук, показывает, что продолжительность жизни в России сокращается на протяжении не пятнадцати, а сорока лет

Многие российские политики и некоторые западные обозреватели пытаются возложить вину за сокращение продолжительности жизни в России на травмы, вызванные распадом Советского Союза. Но новое исследование, проведенное демографами Российской Академии Наук, показывает, что продолжительность жизни в России сокращается на протяжении не пятнадцати, а сорока лет.

В статье, опубликованной в 'Демоскоп Weekly', издании Центра демографии и экологии человека РАН (#169-170 и #171-172, http://demoscope.ru.), авторы Евгений Андреев и Анатолий Вишневский приводят данные, подтверждающие эту тенденцию, и спрашивают: 'Можно ли вылечить болезнь, не поставив правильный диагноз?'

В последнее время, отмечают они, появляется все больше книг и публикаций, заявляющих, что демографические проблемы России были вызваны событиями в стране после распада СССР. Среди таких авторов и И.А.Гундаров, заявляющий, что либерализация подорвала то, что ранее было 'достигнуто народами социалистического содружества'.

Но Андреев и Вишневский с этим не согласны. 'Если это так, то как объяснить тот факт, что кризис смертности начался задолго до начала либеральных реформ и как раз во время существования 'социалистического содружества'?' - пишут они.

В 1965 году россияне-мужчины по продолжительности жизни отставали от американцев всего на 2,3 года. В 2003 они умирали уже на 15,4 года раньше. Приблизительно половина разницы отражает увеличение средней продолжительности жизни в Америке, отмечают авторы статьи, но вторая половина - сокращение этого показателя в России.

Сокращения эти происходили как до, так и после 1985 года, и были примерно равными. С 1965 по 1984 гг., указывается в статье, продолжительность жизни среди российских мужчин уменьшилась на три года, а в 1984-2003 - еще на 3,5.

Ученые разбирают эти данные, показывая, что демографические проблемы России были весьма серьезными на протяжении сорока лет и вовсе не являются результатом событий последних пятнадцати лет. Они отмечают, что в оба периода России удалось сократить уровень детской смертности, но все же этот показатель сокращался и сокращается медленнее, чем в западных странах, увеличивая разрыв.

Кроме того, по мнению авторов, у россиян гораздо больше вероятность погибнуть от несчастного случая, чем у жителей западных стран, и в целом они могут умереть раньше, чем европейцы и американцы. Но повинны в этом не недавние реформы, а давняя тенденция, уходящая корнями в советскую эпоху, указывается в работе.

Авторы подводят итог своего исследования, отмечая, что демографические потери России, вызванные увеличением уровня смертности всех возрастных групп, 'сравнимы с военными'. В 1965-2003 в России было зарегистрировано около 16,8 миллионов случаев преждевременной смерти в результате явления, которое ученые называют 'кризисом смертности'.

Если бы уровень смертности в России после 1965 года сокращался с такой же скоростью, как в Евросоюзе, США и Японии, а остальные демографические показатели изменялись, как сейчас, сегодня численность населения России была бы на 17,1 млн. человек больше.

По мнению ученых, возлагая вину за демографические проблемы на перемены последних пятнадцати лет, очень многие российские чиновники и простые граждане уходят от необходимости осознать скрытые проблемы, стоящие перед их обществом, и признать, насколько сложно будет переломить эти тенденции.

Они указывают: 'Нигде в мире сокращение уровня смертности не происходит само собой. Успешное увеличение продолжительности жизни на Западе потребовало мобилизации огромных материальных ресурсов, включая расходы на здравоохранение, защиту окружающей среды, пропаганду здорового образа жизни и научные исследования этих вопросов'.

Однако для успеха необходимы не только деньги, но и изменение законодательства в части, связанной со здравоохранением, и увеличение знаний общества о природе проблемы, утверждается в статье. Короче говоря, необходимо изменить 'весь социальный климат' повседневной жизни, считают ученые.

К сожалению, 'до настоящего момента подобной перемены в социальном климате не произошло', констатируют они. А без честной оценки того, что происходит, и насколько глубоко укоренились эти процессы, 'Россия не сможет ответить' на все более угрожающие демографические вызовы, стоящие перед ней, заключают авторы.

Пол Гобл - преподаватель Евроколледжа при университете Тарту (Эстония).