Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Архитектор перестройки опасается возвращения к прошлому

Бывший советский чиновник удивлен тому, какой критике подвергается 15-летний период реформ. Он полагает, что демократические преобразования могут быть свернуты, и страна может вернуться к прошлому режиму

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Было время, когда слово 'перестройка' ассоциировалось с надеждой на перемены к лучшему. И действительно, в те бурные времена в конце 80-х Советский Союз полностью перестраивал отношения со своими гражданами и со всем миром. Однако сегодня многие в России говорят о перестройке скорее с презрением, чем с благоговением, так как в результате рыночных реформ миллионы оказались за чертой бедности. Люди настолько разочаровались в перестройке, что лидеры демократического движения предупреждают о возможной ответной реакции.

Было время, когда слово 'перестройка' ассоциировалось с надеждой на перемены к лучшему.

И действительно, в те бурные времена в конце 80-х Советский Союз полностью перестраивал отношения со своими гражданами и со всем миром.

Однако сегодня многие в России говорят о перестройке скорее с презрением, чем с благоговением, так как в результате рыночных реформ миллионы оказались за чертой бедности.

Люди настолько разочаровались в перестройке, что лидеры демократического движения предупреждают о возможной ответной реакции.

Александр Яковлев, всеми признанный автор перестройки, недавно заявил, что после 15-ти лет политических реформ российский демократический курс может быть повернут вспять.

"Шесть лет назад я говорил о том, что движение назад [в плане реформ] неизбежно. Я имел в виду, что произойдет некоторая приостановка в развитии. Но я никогда не думал, что процесс пойдет в обратном направлении, что произойдет возврат в прошлое, - сказал он. -

К сожалению, именно это регрессивное движение мы можем наблюдать сегодня", - говорит Яковлев - человек, который умело приводил в исполнение реформы, начатые бывший президентом Советского Союза Михаилом Сергеевичем Горбачевым.

"И в тот момент, когда я говорил о задержке в развитии, вряд ли кто-нибудь мог предположить, насколько глубокой и масштабной она окажется", - сказал он.

И Горбачев, и Борис Николаевич Ельцин недавно выразили свое удивление попытками Владимира Путина укрепить власть в свете жестоких террористических акций, в которых обвиняются чеченские повстанцы.

Но Горбачев и Ельцин довольно мягко выразили свое недовольство по сравнению с Яковлевым, который обвинил Путина в попытке использования методов экономического либерализма и установления политического авторитаризма согласно чилийской модели.

В интервью, которое он дал в своем московском офисе, восьмидесятилетний Яковлев, являющийся руководителем программы Международный фонд 'Демократия', признал, что еще в начале президентского правления Путина было заметно его намерение вернуться к советскому прошлому.

В 2000 году, когда закончился первый год его президентства, Путин восстановил гимн Советского Союза, но уже с новыми, более современными словами.

Именно под звуки этого гимна был расстрелян один миллион людей, а миллионы других людей сосланы в концлагеря. И теперь, когда играют этот гимн, некоторые не могут слушать его без отвращения. Но есть и другие, которые слушают его с удовольствием, говорит Яковлев.

Возвращение этого гимна аморально и кощунственно, считает он.

Кроме того, не менее настораживающими являются недавние предложения Путина упразднить места для независимых депутатов в парламенте и отменить прямые выборы губернаторов, полагает Яковлев.

Когда парламент формируется из однопартийного большинства, оппозиция перестает существовать, а без оппозиции не может быть демократии, я в этом убежден, говорит он.

Без оппозиции невозможно появление нового лидера, и сейчас создается именно такая ситуация, при которой нет альтернативы действующему лидеру, сказал он.

Яковлев - историк, который был автором первых документов, обозначивших политику Кремля по проведению перестройки. Его часто обвиняют в распаде Советского Союза, особенно теперь, когда большинство граждан мечтает о возвращении былого величия России.

Иногда его называют американским шпионом. Говорят, он недавно отказался от предложения преподавать в Стэнфордском Университете из опасения, что его критики обвинят всех сторонников перестройки в нежелании жить в стране, которую они создали.

Действительно, сказал он, некоторые из тех, кто стояли у истоков демократии, теперь начинают осознавать свои ошибки.

Проводя рыночные реформы и приватизацию, они забыли о социальной сфере, сказал он. Это привело к обнищанию миллионов учителей, врачей и пенсионеров, которые в итоге отвернулись от демократии.

Когда говорят о ностальгии по Советскому Союзу, имеется в виду не ностальгия по концлагерям и расстрелам.

Это ностальгия по тем временам, когда зарплаты хватало на то, чтобы купить хотя бы хлеб и молоко.

Яковлев недавно встречался с праотцами рыночных реформ Анатолием Чубайсом и Егором Гайдаром - родоначальниками эпохи приватизации.

Теперь они все это осознают, сказал он.

Не так давно я обедал с Ельциным. Он тоже в чем-то раскаивается, но больше всего его волнует ошибка, которую он допустил, начав войну в Чечне. И теперь он это понимает. Он все время спрашивает меня: Ты действительно думаешь, что была альтернатива? И я отвечаю: Конечно, была.

После недавних терактов военные действия в Чечне активизировались, в том числе проводились зачистки в деревнях, в результате которых погибали местные жители на улицах.

В конце сентября редактор московского делового еженедельника 'Компания' Андрей Григорьев был уволен за критику тех мер, которые были приняты правительством Путина в отношении захвата заложников в бесланской школе 1 сентября.

Ранее редактор 'Известий' потерял работу через несколько дней после того, как газета изложила существенные детали операции по освобождению заложников.

Меня главным образом беспокоит постепенная ликвидация свободы прессы, говорит Яковлев.

Для меня это особенно обидно, так как я в свое время внедрял в жизнь принципы гласности - один из аспектов перестройки, который открыл Россию для Запада.

Я никак не могу согласиться с тем, что гласность топчут ногами. Я не могу согласиться с концепцией правительства - либеральная экономика и авторитарный политический режим. Я думаю, это ошибочный путь, говорит он.

Яковлев, однако, уверен, что 'наши главные' достижения останутся нетронутыми.

Во время перестройки нам удалось, впервые в истории, заменить тоталитарный режим демократическим, избежав кровавой революции. И это главное. И не важно, какой критике подвергается сегодняшняя ситуация в стране, главное - не стоит забывать, что мы живем в стране отличной от той, что была раньше.