Стоицизм и традиционное пристрастие к черному юмору помогают москвичам побороть страх перед растущей угрозой терроризма, считает Ник Пэйтон Уолш
В Москве не возникает ощущения, что город, пережив собственное 11 сентября, постепенно поддается страху. Всего несколько недель назад террористы-смертники взорвали два авиалайнера и бомбу у одной из станций метро. Затем москвичи, не отрываясь от телеэкранов, в оцепенении следили за событиями после того, как в Беслане 32 боевика взяли в заложники 1347 детей, родителей и учителей, с ужасом думая, что рано или поздно подобное злодеяние может повториться и здесь.
Большинство жителей Запада, столкнувшись с кровопролитием такого масштаба, бросились бы запасаться консервами и мощными электрическими фонарями. Но, похоже, охвативший Москву ужас уже миновал, и ему на смену снова пришло равнодушие.
'Терроризм - часть нашей жизни': под таким грустным заголовком вышла государственная 'Российская газета' на следующий день после крушения самолетов. Смертники совершают теракты в столице уже два года, и конца насилию не видно, так что это наблюдение полностью соответствует истине. После взрыва у станции 'Рижская' службы быстрого реагирования продемонстрировали приобретенный за это время недюжинный опыт, мгновенно убрав все обломки. Примерно через час все вокруг было чисто, как будто произошла всего лишь крупная автокатастрофа.
Нельзя сказать, что власти не реагируют на опасность, или что принятые ими меры не затрагивают повседневную жизнь москвичей. Ужесточается законодательство и правила безопасности в аэропортах, дети получают удостоверения личности, а из метро исчезают газетные киоски.
Теперь запрещено располагать киоски, торгующие продуктами или товарами, ближе 25 метров от станций метро. Продавщица газет Лена, работающая у станции 'Белорусская' в центре Москвы, со смехом прокомментировала этот запрет: 'Ну передвинут мой киоск на 10 метров дальше - интересно, как это поможет в борьбе с терроризмом?'
Москвичи - и простые россияне в целом - не верят в эффективность принимаемых мер. По данным опросов, 93% населения - по сравнению с 38% в январе - считают, что новые серьезные теракты вполне вероятны, а 76% не верят в способность государства защитить людей.
Уверенные, что кровопролитие будет продолжаться, жители столицы вновь обретают традиционную склонность к черному юмору.
СМИ с наслаждением приводят все новые примеры продажности и некомпетентности милиции. Во вторник популярнейшая газета 'Комсомольская правда' на первой полосе напечатала официальный документ, оформленный на имя Аслана Масхадова, который ее сотрудник получил за взятку у продажного полицейского. Аслан Масхадов - это лидер чеченских сепаратистов, объявленный во всероссийский розыск, а за предполагаемую причастность к организации захвата школы в Беслане за его голову назначена награда в 10 миллионов долларов. На документе, разрешающем Масхадову проживание в Москве, красуется даже его фотография.
Немало ехидных замечаний в прессе вызвал и другой пример: когда милиция выяснила, что в одной крохотной квартирке зарегистрированы аж 600 уроженцев Северного Кавказа.
Журналистка из южного города Краснодара решила проверить эффективность мер безопасности в аэропорту - она оделась в черное, как обычно поступают террористки-смертницы, и попыталась пронести в самолет муляж взрывного устройства. Милиция проявила бдительность, но не оценила юмора - 'шахидку' арестовали.
Время от времени - после обнаружения очередного заминированного автомобиля - в городе вновь вспыхивает паника. Однако повседневное насилие не прекращается - только на прошлой неделе еще один бизнесмен стал жертвой заказного убийства, а на высокопоставленного полицейского чина было совершено покушение.
Впрочем, если вспомнить историю Москвы, это просто мелочи. Столица пережила и Наполеона и Гитлера. Ее жители привыкли к страданиям и потерям по вине политиков.
На приеме по случаю прибытия в Москву нового британского посла я встретил одного российского телекомментатора, известного угодливыми славословиями в адрес Кремля. Слегка потея - скорее от виски, чем от жары - мой собеседник объяснил, как именно Россия одолеет террористов.
'Мы ошеломим их нашей некомпетентностью и пренебрежением к человеческой жизни, - заявил он с кривой усмешкой, давая понять, что эти слова лишь отчасти следует воспринимать как шутку. - В конце концов они просто прекратят теракты, поняв, что это не имеет смысла и ничего не изменит'.