Продолжающиеся зверства России в Чечне стали основной причиной трагедии в Беслане. Так почему Блэр пресмыкается перед Путиным?
Если бы кому-то из вас не повезло и вы оказались бы на месте Владимира Путина, вы бы тоже захотели убедить весь мир в том, что события в Беслане были еще одним этапом кампании международной террористической сети Аль-Каида. Среди террористов, захвативших заложников, было несколько арабских наемников. Некоторые чеченские сепаратисты проходили подготовку за рубежом и получали финансирование от международных организаций.
Есть доказательства того, что начатая извне кампания ставит целью не столько добиться независимости Чечни от России, сколько дестабилизировать обстановку во всем регионе, столкнув мусульман-ингушей с христианами-осетинами. Да, на месте Путина вы бы не захотели предположить, что ваша собственная доисторическая политика в Чечне - лишь один из множества жестоких, агрессивных и совершенно неприемлемых методов, к которым вы прибегали за последние пять лет, - больше повинна в трагедии, чем 'международный терроризм'.
Прежде чем бросаться принимать путинскую Россию в клуб пострадавших от террора, Западу стоит остановиться и задуматься об истинной природе государства, чьи граждане пережили страшные события Беслана, и об истинной природе его правительства. Говоря модным нынче языком, Россия - это клептократия. Во многих отношениях и во все большей степени это гангстерское государство. Его политики и чиновники коррумпированы повсеместно. Недавние президентские выборы были фальсифицированы.
Его СМИ несвободны - редактор газеты 'Известия' был уволен за критику политики Путина в Чечне. Основные права человека соблюдаются не лучше, чем в советские времена. Правление деспотично и часто жестоко. В многих случаях не существует особой разницы между бизнесменами и преступниками. Являясь жертвой попыток дестабилизации, оно само пытается дестабилизировать обстановку в соседних странах, особенно в Прибалтике.
Но одновременно Россия - это государство, с которым Великобритания старается сблизиться. Наша страна - один из крупнейших иностранных инвесторов в Россию. Сам премьер-министр из кожи вон лезет, чтобы продемонстрировать Путину свою симпатию и уважение. На этой неделе он заявил, что сейчас не время обсуждать политику России в Чечне. На самом деле, время более чем подходящее. За последние пять лет по приказу Путина столица Чечни, Грозный, была практически уничтожена, российские войска действовали жестоко, а главные продукты прежних фашистских и коммунистических режимов - лагеря для интернированных и 'исчезновения' - стали в республике обычным делом.
Так почему администрация Блэра (Tony Blair) закрывает глаза на произвол и жестокость Путина, хотя подобное поведение должно бы вынудить лейбористское правительство призвать к введению санкций против России? Неужели все дело в том, что теперь, когда Холодная война стала историей, наше правительство решило, что такое значительное и географически близкое государство, как Россия, никогда - несмотря на любые провокации - не должно оказаться во вражеском лагере? В конце концов, разве не поэтому Блэр помчался в Москву в конце апреля прошлого года, пытаясь улучшить отношения с Путиным, испорченные из-за разногласий по поводу войны в Ираке?
Разумеется, он не жалел усилий, чтобы уладить ссору. Визит не возымел результата на Путина, но дело сдвинулось с места два месяца спустя, когда он приехал Британию с визитом, став первым российским лидером, посетившим страну с 1874 года. На государственном банкете в честь Путина в конце июня 2003 года сама королева признала, что в последние месяцы у двух стран были разногласия, но заявила, что Великобритании и России необходимо оставаться 'надежными партнерами'. Более того, по словам королевы, она (читай: ее правительство) хочет выразить 'восхищение, уважение и поддержку' Путину и его программе 'реформ'.
Опрометчивое заявление. Тот факт, что в России можно без суда оказаться за решеткой просто за наличие политических амбиций (как это случилось с главой 'Юкоса' Михаилом Ходорковским), вряд ли заслуживает уважения и восхищения, а уж тем более поддержки. А это лишь один пример действий Путина. Затем Ее Величество продолжила: 'Мы поддерживаем Ваши усилия по созданию современного, процветающего и динамичного государства, и будем рады сотрудничать с Вами по этому и многим международным вопросам на основании наших общих ценностей'.
Если министры Ее Величества, писавшие этот бред, действительно полагают, что мы имеем общие 'ценности' с тем, кто так склонен к злоупотреблению государственной властью, как Путин, то да поможет нам Бог. Говоря о британско-российских отношениях, сам Блэр указал, что 'связывающие нас в политике, безопасности и экономике вещи очень важны. Вместе мы сможем достичь наших общих целей - мировой стабильности, экономического роста и международного развития'.
Словно для того, чтобы оправдать подозрения всех левых сторонников теории заговора, деньги, точнее, нефтяные деньги, предстают гораздо более важной причиной этого захватывающего действа международного коленопреклонения, чем любой страх возвращения Холодной войны. Накануне визита Путина Блэр заявил, что нефтегазовые сделки, заключенные между британскими и российскими компаниями, скоро сделают нас крупнейшими инвесторами России.
В рамках визита прошла российско-британская энергетическая конференция, ознаменовавшая эти инвестиции. ВР сообщила, что вкладывает 6,75 млрд. долларов в создание третьей по величине в России нефтяной компании, ТНК-ВР. Shell заявила, что входит в консорциум, инвестирующий 10 млрд. долларов в нефтяную отрасль Сахалина. Кроме того, страны подписали меморандум о взаимопонимании по вопросу будущего сотрудничества в строительства газопровода из России по дну Балтийского моря до Великобритании длиной 1200 км и стоимостью 5,7 млрд. долларов.
Если Британия еще не поняла, насколько она может оказаться в энергетической зависимости от России, то только по тому, что мы не слушаем. Брайан Уилсон (Brian Wilson), член парламента от лейбористской партии и бывший министр энергетики, во время визита Путина сказал, что к 2020 году Великобритания будет производить 70% электричества из газа, а 90% газа будет импортировать, причем значительную его часть - из России. В последние недели мы все могли увидеть, как реагируют цены на нефть на возможность прекращения добычи 'Юкосом' в результате преследования компании (и Ходорковского) со стороны российского правительства.
Только на прошлой неделе стало известно, что российский суд удовлетворил просьбу обвинителей перекрыть 'Юкосу' доступ к банковским счетам, а, следовательно, помешать его деятельности. Подразумевалось, что эта мера позволит властям заполучить 2,6 млрд. долларов из средств 'Юкоса', которые компания якобы задолжала государству. После появления этих новостей цена нью-йоркской легкой нефти выросла на 42 цента за баррель, а лондонской нефти марки 'Брент' - на 48 центов.
Приехав в Лондон, Путин надел белый галстук и, всем своим видом напоминая капиталиста 1930х, сообщил лидерам промышленности за обедом в Гилдхолле, что проводит реформы, которые еще больше продвинут экономику его страны по 'европейскому вектору'. Судя по тому, с какой скоростью доставались корпоративные чековые книжки, они ему поверили. У нашего МИДа тоже давние амбиции относительно будущего российской экономики. Помню, как в 2001 году в Москве я с удивлением услышал, как высокопоставленный британский дипломат на полном серьезе заявляет, что у России есть потенциал вступить в ЕС через пару десятилетий. Однако у Путина приоритеты расставлены строго, и главным из них является сохранение его самого и его режима. Ходорковский разбогател очень быстро (к сорока годам у него было 8 млрд. долларов), благодаря сделке с Борисом Ельциным. Как только Путин узнал, что Ходорковский подумывает о политической карьере, вдруг стало известно, что бизнесмен, возможно, виновен в мошенничестве и уклонении от уплаты налогов.
Это произошло 11 месяцев назад, и с тех пор он ожидает суда. Его друзья и адвокаты полагают, что процесс будет закрытым. Эти события очень негативно сказались на 'Юкосе' и его акционерах, многие из которых британцы. Даже обычно мягкий посол Великобритании в Москве сэр Родерик Лайн (Sir Roderic Lyne) был вынужден выразить озабоченность косвенными последствиями действий российского правительства против 'Юкоса' для британских акционеров. Вполне возможно, что в некотором отношении Ходорковский рисковал головой. Однако все дело 'Юкоса' - это пример того, что творится в России: отсутствие реальной демократии и отсутствие реального правления закона в понимании цивилизованного мира.
После теракта в Беслане Путин будет еще больше полагаться на добрую волю цивилизованного мира. Очевидно, что в отношении энергетических нужд, мир также все больше полагается на Путина. Нам следовало бы забеспокоиться из-за того, что проблемы с поставками российской нефти могут сказаться на цене нефти так, как, по нашему мнению, могли сказаться только проблемы Ближнего Востока. Однако, продолжая чествовать Путина и мириться с его экстремальными действиями, Запад окажет плохую услугу и себе, и России. Участие Аль-Каиды в деятельности чеченских террористов признано повсеместно, но главной причиной их появления является идиотская политика Путина в республике с 1999 года. Запад не должен позволить Путину возложить вину за неверное управление страной и экономикой на 'международный терроризм'. Более того, необходимо задуматься, может ли правительство, чьими основными инструментами в экономической и конституциональной политике являются конфискация и произвольный арест, занимать место среди ведущих держав. С какой стати приглашать Россию в ее нынешнем состоянии на встречи 'Большой восьмерки'? Разве ключевые критерии для членства в клубе это не демократия и свободная экономика? Россия явно не является ни тем, ни другим.
К сожалению, похоже, что наш МИД намерен мириться с любыми пугающими проявлениями путинского режима ради того, чтобы оставить Россию в 'Восьмерке'. Если это произойдет, можно пригласить в клуб и Китай и тогда уже отказаться от всех требований капитализма и демократии. Любой разговор об 'общих ценностях' кажется все большим вздором и оскорблением нашей стране. Пытаясь дестабилизировать некоторые государства Прибалтики, коррумпируя местных бизнесменов и политиков и прибегая к различным видам шпионажа, Россия подтачивает Евросоюз.
Никто не спорит с тем, что перед Путиным стоит труднейшая задача - улучшить жизнь простых россиян. Но эту задачу он выполнит более эффективно, опираясь на свободы и диктатуру закона, чем увлекаясь средствами, унаследованными от советских наставников. Мы не должны позволить себе потакать ему только из-за того, что нуждаемся в его энергоресурсах: его шаткой экономике еще больше нужно продавать нам нефть, чем нам - покупать. Из уважения к западным ценностям правительства вроде нашего должны стать значительно разборчивее в вопросах одобрения и поддержки президента Путина и его друзей. Прежде чем записать его в полноценные партнеры в войне с терроризмом, стоит подумать, действительно ли у нас общий враг.
Саймон Хеффер - обозреватель газеты 'Daily Mail'