Москва. Президент Путин и российский парламент в эти дни предприняли еще один шаг на пути к сближению между православной церковью и государством. Дума приняла решение, во изменение Земельного кодекса от 2002 г, сохранить за религиозными общинами в Российской Федерации право собственности на участки земли, на которых находятся здания, используемые в религиозных и благотворительных целях, и которыми эти религиозные общины уже владеют.
Если ранее на владение зданиями такого рода или относящимися к ним участкам существовало ограничение по времени, то теперь это ограничение снимается. Точно так же, в соответствии с региональным законодательством, снимаются ограничения по времени на владение сельскохозяйственными угодьями, которые за последние годы были переданы для хозяйствования религиозным общинам. В российских СМИ, несмотря на то, что законодатели имели в виду все религиозные общины Российской Федерации, этот шаг расценивается как подарок православной церкви, поскольку изменение законодательства принесет этой религиозной общине в связи с размерами имеющейся у нее недвижимости, наверняка, наибольшую выгоду.
Очевидно, что речь идет о, своего рода, моральной компенсации. Президент Путин, принявший в Кремле в эти дни участников Архиерейского Собора ортодоксальной церкви, говорил о том, что государство намерено искупить свою историческую вину перед церковью. При этом Путин заявил, что в перспективе будет решен также и вопрос о возвращении церкви ее собственности, 'безнравственным и беззаконным' образом конфискованной после Октябрьской революции. По его словам, вместе с Патриархом Алексием II он позаботится о том, чтобы это дело сдвинулось с мертвой точки. Поэтому вполне вероятно появление закона о возвращении собственности, попытки принять который неоднократно и безуспешно предпринимались в последние годы. Но даже если будет возвращена не вся бывшая собственность, все равно православная церковь станет крупнейшим землевладельцем. Ведь до 1918 г. ей принадлежало, по разным оценкам, от 3 до 4 миллионов гектар земли.
Такие планы наверняка встретят в Думе сопротивление коммунистов. Населением, среди которого активно верующие составляют, согласно оценке, максимум 5%, возвращение владений церкви также может быть встречено критически, тем более что общество проявляет большое недовольство в связи с ее недостаточной социальной активностью. Учитывая это общественное сопротивление, Путин уже сейчас призвал церковь в ответ на уступки государства к заметному усилению ее общественной активности. При этом речь идет не о духовной помощи, а, прежде всего, о конкретной помощи старикам и детям, солдатам и инвалидам, а также заключенным и наркоманам.
За этим стоит также и политика твердой руки, ведь Путин призвал церковь участвовать в работе 'Общественной палаты'. Ее создание он провозгласил на одном дыхании с заявлением об отмене прямых выборов губернаторов и президентов в 89 субъектах Федерации после теракта в североосетинском городе Беслан. Правда, никаких конкретных очертаний этой новой конструкции пока не видно. Известно лишь, что это будет высший консультативный орган Федерации. Церковь, по всей видимости, не прочь принять участие в сотрудничестве, и это опять же вписывается в ту картину отношений между руководством государства и церкви, которые при президенте Путине стали заметно более тесными.
Президент явно рассчитывает на поддержку патриарха и православной церкви при осуществлении своего проекта 'формирования общества' во главе с почти монархической верхушкой, проекта, который он представил как ответ на вызов террористов. Критики, однако, считают этот проект совершенно неспособным подавить исламистско-чеченский террор. Сможет ли готовность руководства церкви к поддержке президента Путина укрепить позиции православной церкви среди населения, тоже вызывает сомнение.