Москва, 11 октября (UPI). Согласно недавно проведенному опросу общественного мнения, 68 процентов опрошенных россиян считают, что у России имеются внешние враги. 25 процентов из числа опрошенных также заявили, что Соединенные Штаты в любой момент могут развязать войну против России.
Надо сказать, что Россия не относится к числу стран, которых больше других любят в мире, и все же ее подлинные враги находятся внутри ее самой. Низкий уровень управленческой культуры госчиновников, их алчность, безразличие, коррумпированность на фоне бедности в стране порождают в народных массах страх и недоверие к властям. При этом внешние враги - это самая меньшая из нынешних проблем России.
Согласно результатам опроса общественного мнения, проведенного в начале октября Российским Фондом общественного мнения, на которые ссылается 'Интерфакс', среди 1500 респондентов целых 68 процентов считают, что Россию окружают враги. Невысоким оказалось и мнение о Соединенных Штатах - 25% опрошенных считают, что США могут в любой момент совершить нападение на Россию. Почему респонденты так считают, осталось неясным. Возможно, однако, что изначально тенденциозное - колеблющееся между двойственным и откровенно враждебным - освещение продолжающегося конфликта в Ираке основными подконтрольными государству российскими телеканалами поможет дать ответ на этот вопрос.
На втором месте среди внешних врагов России находится неназванная группа из 'арабских и исламских стран'. Об угрозе, исходящей с их стороны, заявили 7 процентов опрошенных. Надо сказать, что это удивительно низкий показатель, учитывая почти официальное наступление российских СМИ на все, что связано с исламом, особенно после того, как первоначально было объявлено, что 'выходцы из арабских стран' якобы числились среди террористов, захвативших среднюю школу ?1 в г. Беслане и повинных в убийстве сотен детей.
Еще более примечательным является то, что Чечня также причислена к числу внешних угроз - об этой угрозе, как и об угрозе, исходящей от 'арабских и исламских государств', заявили 7 процентов опрошенных. Объясняется ли это представлением о том, что Чечня в действительности больше не является частью России, или же тем обстоятельством, что на территорию Чечни просочились 'иностранные подрывные элементы', сказать трудно. Так или иначе, на фоне всего этого Кремль выглядит весьма бледно: респонденты считают, что чеченцы перешли все мыслимые границы дозволенного и/или что власти не в состоянии обеспечить эффективную охрану государственных границ. В том случае, если результаты проведенного социологического опроса верно отражают общественное мнение населения страны, трудно себе представить более обличительное заключение, вынесенное в отношении политики Кремля в Чечне на протяжении последнего десятилетия.
Среди врагов России, попавших в первую десятку, в порядке убывания расположились: Грузия (5%), Китай (3%), а также Афганистан, Ирак, Япония, Великобритания, набравшие по 2 процента. В сообщении, распространенном по каналам агентства 'Интерфакс', не уточняется, предлагал ли Фонд опроса общественного мнения своим респондентам готовый перечень названий стран 'врагов' и 'друзей' России, или те сами называли эти страны.
По данным, на которые ссылается 'Интерфакс', опрошенные заявили, что у России есть и друзья. Достаточно любопытно, что среди двух друзей России числятся те же страны, которые входят в 'список ее врагов'. Германию 16% из числа опрошенных называют дружественной страной. За ней следуют Франция и Беларусь (по 12%), Украина (9%) и Соединенные Штаты (8%), Китай (7%), Казахстан (5%), СНГ (5%), Европа в целом (4%), а также Индия и Великобритания, набравшие каждая по 3 процента положительных откликов. Соединенные Штаты Америки и Великобритания выделяются из числа прочих государств тем, что они, по мнению многих россиян, одновременно входят в число как врагов, так и друзей России.
Отнесение тех или иных государств к числу врагов или друзей России происходит по причинам не до конца понятным. Одно ясно: предубеждения времен 'холодной войны' оказываются живучи как в России, так и в Соединенных Штатах и на Западе в целом. Повседневное освещение телевидением военных действий США за рубежом лишь способствует сохранению старых подходов и отношения к бывшему сопернику на мировой арене - именно такое видение политики США отчетливо проступает и всячески поощряется архаичным и по-прежнему недоступным для критики военным ведомством России.
В то время как российских граждан просят назвать имена внешних врагов России, их полным-полно внутри самой страны. При этом им не надо далеко ходить, чтобы понять, кто угрожает благополучию России. У подлинных врагов России нет адреса и конкретного имени. Врагами России являются всем хорошо известные болезни внутреннего происхождения. Россия сама себе враг. У России, конечно же, имеются враги за рубежом, но те, что находятся внутри самой страны, во сто крат опаснее врагов, находящихся за ее пределами.
У России имеются подлинные и воображаемыми враги за рубежами Отечества, поскольку не решаются внутренние проблемы, вызывающие тревогу у среднего россиянина. Государство обращается к своим гражданам с призывом следить и докладывать о случаях подозрительного поведения в общественных местах, которые могут привести к террористическим актам, в результате которых пострадают невинные люди, но оно не готово приструнить всех тех, кто само это государство представляет: разномастных вымогателей, чинящих помехи исполнению законов чиновников - всех тех, кто ежедневно терзает миллионы россиян.
В своей внутренней политике российские власти придерживаются двойных стандартов. А посему и не удивительно, что средний российский гражданин оказывается не в состоянии достоверно определить ни врагов, ни друзей России. Если само государство не может жить в соответствии с заявленными стандартами путем твердого соблюдения законов и поддержания законности, не удивительно и что сами граждане не могут сделать того же. Из Кремля поступают двойственные по своей природе сигналы, и население на них соответствующим образом реагирует.
Федеральный центр при Путине сконцентрировал в своих руках огромную власть, какой страна не видела со времен советской власти. Однако вся эта необъятная власть может оказаться бесполезной при борьбе с внешними врагами, в то время как настоящий враг - государство - сидит внутри. . .