Все двадцать или около того столов в ресторане 'Фурусато' заняты японскими бизнесменами, поглощающими обычный ранний ужин. Официантки в кимоно разносят огромные блюда с суши, сашими, тонкими ломтями говядины, свиными котлетами и рисом с карри. Все это запивается пивом 'Кирин', 'Асахи' или 'Саппоро', подающимся в стопках.
Такой ресторан может быть в любом месте Японии. Но это Россия. Одетые в кимоно официантки - светловолосые, дерзкие и живут в Южно-Сахалинске, столице острова Сахалин на Дальнем Востоке России. Японские бизнесмены здесь по одной причине: Россия в целом и Сахалин в частности - это газовая Саудовская Аравия.
'Это запасы мирового уровня, - говорит Иан Крэг (Ian Craig), глава 'Сахалин Энерджи Инвестмент Компани', 55% в которой принадлежат Royal Dutch/Shell, а 45% - двум японским компаниям, Mitsui и Mitsubishi. - С точки зрения разведанных запасов нефти и [особенно] газа, это намного превосходит оставшиеся запасы Северного моря'.
После нефтяного кризиса 1973 года, когда резко подскочившие цены на нефть временно затормозили экономическое чудо Японии, Токио стал одержим идеей диверсификации поставок энергоносителей.
Страна начала сокращать зависимость от ближневосточной нефти, создавать атомную энергетику и подписывать долгосрочные контракты на поставки сжиженного природного газа (СПГ) с производителями от Индонезии до Омана.
Сегодня одна треть электричества в Японии производится на атомных электростанциях, еще 22% - из СПГ и 11% из угля. Теперь у нее есть возможность вывести диверсификацию на новый уровень.
Всего в 50 милях от Хоккайдо, острова на севере Японии, расположен Сахалин, небольшой остров длиной всего 450 миль. До конфискации 1945 года Япония контролировала его южную часть. Теперь Токио уже не оспаривает право Москвы на остров.
В результате здесь рады японским деньгам и технологиям, а японские компании стали владельцами пакетов акций стоимостью несколько миллиардов долларов в двух огромных энергетических проектах Сахалина.
Сахалин-2, доля в котором принадлежит Mitsui и Mitsubishi, оказался наиболее открытым. Проект уже добывает ограниченное количество нефти и быстро продвигается ко второй фазе стоимостью 10 млрд. долларов, когда он сможет стать одним из важнейших производителей СПГ в мире.
С конца 2007 года газ, добываемый на морских месторождениях и северо-восточного побережья острова, будет по трубопроводу доставляться на берег, а затем по суше - в местечко Пригородное на юге Сахалина.
В этом до недавнего времени небольшом поселке он будет превращаться в СПГ на одном из крупнейших заводов в мире, а затем отправляться на рынки Японии, Южной Кореи, США и, возможно, Китая.
В осуществлении проекта не обошлось без проблем. Консорциуму пришлось столкнуться с наитяжелейшими погодными условиями. Движения валютных курсов и рост цен на необходимые товары, например, сталь для газопровода, повысили стоимость проекта. Это могло вызвать разногласия с российским правительством, поскольку рост расходов означал снижение прибылей Москвы.
Кроме того, проект критиковали с точки зрения экологии после разлива нефти и появления обеспокоенности, что бурение может повредить серым китам, кормящимся в этом районе. Этот вид находится под угрозой исчезновения и насчитывает всего около 100 особей.
Проблемы второго крупного проекта с участием японского капитала более серьезны. Сахалин-1, оператором которого является ExxonMobil, состоит из двух фаз. Вторая фаза подразумевает строительство газопровода от Сахалина до Японии с пропускной способностью 6 млн. тон газа в год. Единственная загвоздка - пока не нашлось ни одного японского покупателя.
Решение построить газопровод, а не транспортировать газ в форме СПГ, что позволило бы доставлять его на несколько рынков, вызвало некоторое недоумение в отрасли. Но Exxon отстаивает свою позицию.
'Мы считаем, что газопровод - это более экономичный метод поставки газа с Сахалина-1 потенциальным покупателям, - заявила компания. - Преимущества газопровода - дополнительная энергобезопасность, разнообразие систем транспортировки и возможность проникать на новые рынки, куда газ по газопроводам еще не поставляется. Японское правительство также поддерживает идею газопровода'.
'Мы ясно дали понять, что Сахалин-1 и Сахалин-2 - очень важные проекты для поставок природных ресурсов в Японию, - сообщил представитель японских энергетических властей. - Такова наша четкая позиция, но, к сожалению, мы не можем принудить частные компании делать то, что мы хотим'.
Энергетические компании, привыкшие к СПГ, не спешат закупать трубопроводный газ, с которым у них мало опыта работы.
В отличие от Южной Кореи в Японии нет национальной системы газопроводов, а спрос на энергоресурсы не растет.
Если компании не решат перейти с угля и нефти на газ, что потребовало бы дорогостоящего переоборудования существующих электростанций, у них не будет необходимости срочно подписываться на использование планируемого газопровода.
Однако ExxonMobil придерживается мнения, что Япония - наиболее очевидный рынок для сахалинского газа. Тем не менее компания не исключает возможности поставок топлива в Китай, который жестко конкурирует с Японией за доступ к мировым энергоресурсом.
Будет забавно, если в конечном счете Китай заполучит ресурсы, разведанные на японские деньги и желанные для японского правительства.
'Это было бы очень печально', - сказал подчеркнуто сдержанный представитель японских властей.