Работы Леонардо да Винчи оказались в центре внимания 'Кода да Винчи', эзотерического детективного романа Дэна Брауна, ставшего мировым бестселлером. Реальные тайны или ложные загадки? Журнал Le Point попытался в этом разобраться.
Если бы Леонардо да Винчи вернулся на землю, он, пожалуй, был бы поражен открытием того, что современный мировой бестселлер, книга для взрослых, которая была распродана за достаточно короткий срок - 8,5 млн. экземпляров на сегодняшний день - носит его имя. Несомненно, этот любознательный и гениальный ум бросился бы на 'Код да Винчи', этот гигантский том, где разворачивается сюжет подстать Джеймсу Бонду, такой же захватывающий и неправдоподобный.
История начинается убийством хранителя Лувра. Убийца-альбинос подослан, кажется, сектой Опус Деи. В убийстве обвиняется профессор Гарварда, специалист по религиозной символике. Ему удается убежать от полиции, и в этом ему помогает специалистка по криптографии. Чтобы выбраться из западни, ему потребуется разгадать загадки, а именно расшифровать бесчисленные тайны полотен Леонардо. Так, в книге художник предстает человеком тьмы, конспиратором, хранителем ужасного секрета своего времени: Иисус и Мария Магдалина имели дочь, от которой началась королевская династия Меровингов. Но к чему вмешивать Леонардо в эту историю? Потому что автор Джоконды породил все эти фантасмагории! Сам Фрейд интересовался его случаем, интерпретируя один из своих снов. Впрочем, возможно он ошибся, но так и не захотел исправить свой текст. 'Мой 'Леонардо', остается единственно прекрасной вещью, которую я когда-либо написал', признался он однажды. Леонардо, на диване доктора Фрейда. . .
Сто три года до появления 'Кода да Винчи', Дмитрий Мережковский опубликовал 'Роман о Леонардо да Винчи', уже ставший мировым бестселлером, который переиздает сегодня, издательский дом 'Ле Пресс де ла Ренессанс'. Автор представил художника как самого выдающегося и непонятого творца своей эпохи, бременем носящего свой 'гений'.
'Не считая Бога, Леонардо да Винчи, несомненно, творец, о котором написано больше всего', заметил со своей стороны Даниель Арасс, один из лучших знатоков его живописи.
Эта таинственная личность оставила после себя лишь 15 полотен. Леонардо имел досадную привычку ничего не доводить до конца: ни картину, ни скульптуру, ни изобретения, оставленные на чертежах, в которых воплотился невероятный талант первооткрывателя. Сам Микеланджело насмехался над такой привычкой.
Однажды во Флоренции прохожие попросили Леонардо объяснить им стихи Данте. 'Спросите-ка у Микеланджело', - ответил им Леонардо. 'Объясняй их сам. Ведь это как твоя модель лошади, которую ты не смог отлить в бронзе и к своему стыду забросил', - парировал Микеланджело. Почти ничего не доводя до конца, Леонардо дал выход своим самым сумасшедшим образам, которые воплотились в его произведениях.
Кто он был в действительности: убежденный мистик, о чем умалчивала церковь, или рационалист, равнодушный к подобным вопросам? Действительно ли на фреске 'Тайная вечеря' рядом с Иисусом изображена Мария Магдалина? Изобрел ли он велосипед, когда хотел соединить Европу и Азию строительством гигантского моста? Журнал пытается разгадать 'загадки Леонардо'.