Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Британские ветераны негодуют: в Крыму грабят могилы английских солдат

Через 150 лет после Атаки Легкой бригады кто-то незаконно выкапывает и продает трофеи Крымской войны.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Вчера ветераны войны бурно отреагировали на появление в The Times репортажа о том, что торговля военными предметами, выкопанными на поле одного из самых славных сражений в британской военной истории, приобретает все больший размах и приносит все большие прибыли. Это произошло за какие-нибудь две недели до 150-летней годовщины Атаки Легкой бригады

Вчера ветераны войны бурно отреагировали на появление в The Times репортажа о том, что торговля военными предметами, выкопанными на поле одного из самых славных сражений в британской военной истории, приобретает все больший размах и приносит все большие прибыли. Это произошло за какие-нибудь две недели до 150-летней годовщины Атаки Легкой бригады (Charge of the Light Brigade, кульминация сражения под Балаклавой в Крымской войне - пер.).

'Британский королевский легион' (Royal British Legion, ведущая общественная организация бывших и действующих военнослужащих Великобритании - пер.) выразил глубокую озабоченность тем, что с поля сражения выкапываются военные трофеи, которые затем нелегально продаются иностранным туристам и коллекционерам за суммы, доходящие до 400 долларов (225 фунтов) за один предмет.

По сообщению The Times, незаконные раскопки ведутся также на других полях сражений этой войны. Также газета привела факты разграбления могил британских солдат, которых в той войне погибло более 20 тысяч.

- Как бы ни стара была могила, любой солдат, к какой бы национальности он ни принадлежал, заслуживает того, чтобы его прах покоился с миром там, где он пал в бою, - заявил представитель 'Британского королевского легиона' Джереми Лиллис (Jeremy Lillies).

- Ужасно вообще, что такие вещи происходят, а тот факт, что как раз наступает 150-я годовщина, заставляет еще более сожалеть по этому поводу, - говорит капитан Гэри Локер (Gary Locker), полковой секретарь (офицер штаба полка, отвечающий, в частности, за проведение исторических и спортивных мероприятий - пер.) Легкого Драгунского полка (Light Dragoons), в состав которого входит 13-й Легкий Драгунский полк, который был тогда на острие атаки, - так должно быть на любом поле брани, и мы надеемся, что этих воинов оставят лежать с миром.

Если сегодня окинуть взглядом Долину Смерти, ничто больше не может оставить подобного впечатления мира и покоя. Место, на котором Легкая бригада отправилась на верную смерть, сейчас покрыто виноградниками и пестрит полевыми цветами. Между холмами, с которых русские пушки осыпали картечью шестьсот храбрецов, мирно постукивают колеса пассажирского поезда.

Но через сто пятьдесят лет после бойни, которую обессмертил в своем творчестве Альфред Лорд Теннисон (Alfred Lord Tennyson, английский поэт, автор поэмы 'Атака Легкой бригады' (The Charge of the Light Brigade) - пер.), эта мирная равнина снова стала полем битвы - на этот раз местные власти, историки, коллекционеры и ветераны бьются за трофеи той войны, лежащие в этой песчаной земле.

Вместе с 750 тысячами солдат, убитых в войне, в которой британские, французские, итальянские и турецкие силы боролись с русскими за контроль над этим черноморским полуостровом, в земле лежат тысячи полковых знаков, пуговиц от мундиров, пряжек от ремней и штыков от ружей.

Теоретически раскопки могут проводить всего несколько местных коллекционеров, имеющих лицензию, причем вывоз военных реликвий из страны незаконен в принципе. В реальности же трофеи осады Севастополя и Альмского, Балаклавского и Инкерманского сражений постоянно выкапывают местные жители с металлодетекторами, у которых никаких лицензий нет.

- Больше всего покупают англичане, - говорит Зина, продавщица у лотка около панорамы Севастополя, - не знаю, как они вывозят их из страны - скорее всего, как-то прячут в багаже.

Зина, попросившая не называть свою фамилию, не скрываясь, показывает коллекцию пуговиц, монет, пуль и курительных трубок, которую, по ее словам, ей продали местные мальчишки. Более дорогие трофеи - пряжки от ремней, кокарды и редкие пуговицы - продаются только за закрытыми дверьми.

Проблема в том, что у украинской полиции и таможенных служб нет ни ресурсов, ни решимости положить конец нелегальной торговле. А иностранцы, покупающие их, никогда не знают, нашли ли проданную им вещь случайно, когда копали фундамент для нового дома, или вынули из разграбленной могилы.

- Я сам видел разграбленные могилы, - сказал Патрик Мерсер, историк Крымской войны и депутат парламента по Ньюаркскому округу от консерваторов, - для большинства убитых тогда копали неглубокие могилы, а не хоронили их на кладбищах.

Однако управляющий директор компании Midas Tours, которая организует поездки на места сражений в этом регионе, считает, что украинцы постепенно 'поднимают свой уровень'.

- В таком военном туризме они еще новички, потому что еще десять лет назад Севастополь был закрытым городом. Я слышал о том, что они грабят могилы, но, возможно, это все так заметно, и все так внимательно следят, потому что впереди 150-я годовщина, - говорит он.

Кое-кто из иностранных коллекционеров считает, что это просто способ получить назад собственность нации, но, по заявлениям местных историков, эти трофеи должны использоваться для того, чтобы развивать только нарождающуюся туристическую индустрию Крыма. Куратор музея-панорамы Павел Лящук открыл выставку, среди экспонатов которой посуда, плашки домино, бутылка от содовой воды Schweppes, банка мясных консервов Fortnum and Mason и жестянка от французских сардин.

- В этой выставке нет войны - только жизни людей по обе стороны фронта, - объясняет Лящук, - в этих реликвиях - жизни простых людей.

В советские времена, говорит он, для этих вещей не было рынка сбыта, и их собирали только местные дети. Однако вскоре после распада Советского Союза сюда пришли первые коллекционеры из-за границы. Тогда кокарда продавалась за 2,8 фунта стерлингов, в золотой соверен шел за 28 фунтов.

С того времени, как самые редкие вещи были выкопаны и вывезены за границу, цены взлетели до небес. По закону те, кто имеет лицензию на раскопки, должны предлагать свои трофеи музею, однако музей не может конкурировать с ценами, которые предлагает рынок, где за редкую позолоченную пуговицу можно выручить до пятидесяти долларов. Штык можно продать за сто долларов. А за кокарду Королевской морской пехоты - один из самых редких трофеев - можно получить до четырехсот.

- Я думаю, нет ничего плохого в том, что кто-нибудь подберет с земли мушкетную пулю, - считает Мерсер, - но необходимо провести грань, за которой начинается повальное разграбление.

КАК ЭТО БЫЛО

Атака легкой бригады произошла 15 октября 1854 года во время Крымской войны.

После того, как Россия в 1854 году вторглась в румынскую Добруджу (Dubroja), Великобритания, Франция и Турция объявили ей войну с целью остановить вторжение России в Оттоманскую империю.

Сама атака произошла во время сражения под Балаклавой, около Севастополя.

Лорд Лукан (генерал-лейтенант Джордж Чарльз Бингхэм, командир кавалерийской дивизии британской 'Восточной армии', состоявшей из Тяжелой и Легкой бригад - пер.) отдал приказ лорду Кардигану (бригадный генерал-майор Джеймс Браденелл, командир Легкой бригады - пер.) атаковать русских в направлении насыпных холмов, куда те уносили британские орудия.

Атака закончилась настоящей бойней. Из 673 кавалеристов около 400 погибло или попало в плен, также было убито 500 лошадей.

Героизмом британских солдат были тронуты как англичане, так и русские. Генерал Липранди (генерал-лейтенант П. П. Липранди - командир Чоргунского отряда русской армии - пер.) сказал тогда английским пленным: 'Вы храбрые парни!'. В Англии 'шестьсот храбрецов' обессмертил Теннисона в своей поэме.