В поле внимания проводящего политику вмешательства Кремля попал и энергетический сектор, доля которого в ВВП составляет уже 40%.
Российская экономика катится на всем пару по рельсам. Одна лишь только продажа нефти за рубеж принесет в этом году в казну порядка 76000 миллионов долларов (61700 миллионов евро) - почти половину всей валютной выручки от экспортных поставок страны.
Высокие цены на баррель - раздутые еще больше глобальным нефтяным кризисом, утихнуть которому не дает судебное преследование в отношении российской нефтяной компании 'ЮКОС' - подтянули вверх макроэкономические показатели: Россия на протяжении уже более пяти лет не переживает серьезных потрясений.
Начиная с 1999 года, в котором Путин стал приемником Ельцина, цены на нефть выросли втрое, достигнув отметки 30 долларов за баррель, ВВП страны постоянно растет - в этом году темп экономического роста составит 8% (на 2% ниже, чем у Китая, но в 2 раза больше, чем у Великобритании и в 5 раз больше, чем у Франции). Кремлевский лидер пообещал за десять лет удвоить ВВП.
Пролившаяся на страну благодаря массовой продаже углеводородного топлива манна небесная из нефтедолларов отразилась на положительном бюджетном сальдо, позволила российскому правительству увеличить валютные резервы страны (порядка 90000 миллионов долларов) и вовремя выплачивать зарплаты, пенсии и оставшийся со времен Советского Союза внешний долг. Сюда же стоит добавить и снижение роста инфляции, которая за последние четыре года сократилась в два раза и составляется сегодня 11% в год.
Понимая, что продажи энергоресурсов дают 40% от ВВП, Кремль принял решение протянуть свою длинную руку и на энергетический сектор, который просочился у него сквозь пальцы в девяностые годы. Поспешная политическая децентрализация и не имевшая в истории мировой экономики аналогов беспорядочная приватизация привели к тому, что целые регионы страны стали недоступны для налоговых служб Москвы, а десятки компаний энергетической отрасли раскупались по бросовым ценам. Таков пример и компании-должника 'ЮКОС', которая в 1995 году была куплена на публичных торгах Михаилом Ходорковским за 350 миллионов долларов (284 миллиона евро).
Но, вглядываясь дальше мгновенной экономической выгоды, аналитики предсказывают, что, если Москва не сумеет воспользоваться выгодой сложившегося положения для диверсификации и модернизации своей экономики, которая сегодня скрывает свои прорехи лишь нефтяной бочкой, российское процветание сбавит ход. Согласно утверждениям российского правительства, давшего обещание не отклоняться от курса посткоммунистических реформ, кризис с 'ЮКОСом' вовсе не отпугивает иностранных инвесторов. В любом случае, частичная либерализация рынка акций 'Газпрома', а также продажа государственного пакета (7, 59%) акций 'ЛУКОЙЛа' американской компании 'ConocoPhillips' кажется попыткой умыться и улучшить ненастный инвестиционный климат страны.
Председатель Фонда аналитических программ 'Экспертиза' Марк Урнов утверждает, что 'нынешние инвестиции капитала - рябь на поверхности по сравнению с тем шквалом валюты, который мог бы обрушиться на нас'. По мнению этого эксперта, 'в Россию попадает только мелкий капитал, цель которого - получить доход и в короткий срок покинуть страну, а также и криминальный капитал, не опасающийся административного давления'. В прошлом году иностранные инвестиции в российскую экономику составили 6800 миллионов долларов; для сравнения за тот же период Китай получил 53500 миллионов. Излишний бюрократизм и непредсказуемость финансовой системы отпугивают предпринимателей. Кроме того, в эпоху Путина по-прежнему сохранились такие тормозящие движение вперед проявления ельцинского правления, как коррупция и утечка капиталов. По прогнозам упомянутого Фонда 'Экспертиза', эта последняя составит в текущем году 12000 миллионов долларов, что в шесть раз больше, чем в прошлом году. По данным того же центра, суммы взяток, налогов и подкупов, обескровливающих среднего предпринимателя, ежегодно приближаются к 30000 миллионов долларов.
На протяжении уже четырех лет Путин заворачивает гайки федерального механизма и в отношении к враждебным олигархам с налетом величия, которые, подобно Ходорковскому, попытались кокетничать с оппозицией с целью создания в Думе парламентского лобби. Некоторые аналитики начинают говорить о развитии России по китайскому образцу: капиталистические реформы здесь уживаются с каждым разом все более сильным авторитарным правлением.
В отличие от своего предшественника, либерально настроенного Михаила Касьянова, усомнившегося в справедливости гонений на 'ЮКОС', нынешний премьер Михаил Фрадков безоговорочно верен проводимой президентом политике вмешательства.
Кольцо судебной осады в отношение 'ЮКОСа' (основатель компании сидит на скамье подсудимых, а сам концерн должен выплатить долги по налогам в сумме 5400 миллионов евро) сжалось еще больше, когда в конце сентября замминистра промышленности и энергетики Иван Матеров предложил в случае невыплаты долга продать за 12 миллионов евро дочернее предприятие компании - 'Юганскнефтегаз'. В указанном контексте Путин заявил, что 'целью государства не является национализация' компании. Но уточнил при этом, что в ситуации необходимости продажи концерном своих активов (замороженных последние несколько месяцев) в торгах смогут принять участие любые компании, 'в том числе и государственные'.
Даже наименее недоверчивые из кремлинологов указывают на государственную компанию 'Роснефть' как на центр циклона в разработанном Кремлем процессе фагоцитоза. Недавняя покупка 'Роснефти' государственным газовым монополистом 'Газпромом' может расцениваться как первый твердый шаг, сделанный государством на пути создания энергетической супермонополии. Эксперты полагают, что избыток централизма подтолкнет Кремль выйти за рамки и вернуть контроль над ценами.
Видение благополучия
Каким образом стала возможна ситуация, когда 30 миллионов россиян балансируют на грани выживания, в то время как показатели экономического роста достигли астрономических высот?
Согласно данным российского министерства социального развития, уровень жизни население отражается, например, в увеличение числа покупаемых автомобилей и мобильных телефонов. Тем не менее, наблюдаемый в Москве контраст между богатыми и бедными кажется огромным и подтверждает существование бездонной пропасти между 5% российских миллионеров и низшими слоями общества. Эксперты утверждают, что для измерения реального экономического состояния нельзя рассматривать сам по себе рост некоторых показателей, а стоит учитывать низкий уровень точки отсчета (совпадающий с падением курса рубля в августе 1998 года). По мнению некоторых аналитиков, экономическое процветание - 'фикция': бюджет страны составляет половину бюджета Калифорнии, а прожиточный минимум равен 66 евро.