В предвыборной кампании в США преобладают внешнеполитические вопросы, однако опасности, которые представляет путинская Россия, едва затрагиваются. Хотя Вашингтон признал, что Россия скатывается к авторитарному правлению, а Брюссель выступил с критикой политики Москвы в Чечне, ни США, ни ЕС не осознали, что Москва представляет долгосрочную угрозу как американским, так и европейским интересам.
Президент Путин твердо намерен восстановить международное положение России в ущерб стабильности в регионе. Его политика состоит из трех основных элементов - статичности, господства силовых структур и восстановления гегемонии Москвы по всей Евразии. Этот подход не только представляет опасность для соседей России, но и ставит под угрозу достижение целей США и ЕС на двух континентах.
Борис Ельцин, бывший хозяином Кремля в 1990х годах, заложил основы путинизма, чрезвычайно усилив роль президента и ослабив парламент. Путинисты истребили соперников, разделавшись со свободными СМИ, альтернативными партиями, независимыми губернаторами и политически амбициозными капиталистами. Хотя Путин и выставляет себя центристом, выталкивая коммунистов на обочину политической жизни и пополняя ряды националистов, 'политический центр' в России это не идеология, а место - Кремль.
'Управляемая демократия' Путина включает в себя статичный капитализм, где Кремль контролирует наиболее важные экономические рычаги и ресурсы и терпит только лояльных олигархов, которые могут обогатить режим и послужить его внешнеполитическим целям. Парадокс заключается в том, что администрация Буша активно добивается демократизации Ирака с тем, чтобы побороть терроризм, но при этом не предпринимает никаких действий, чтобы воспрепятствовать уничтожению демократии в России, которое якобы служит борьбе с той же угрозой.
У Североатлантического альянса нет общих долгосрочных целей с Россией, хотя их интересы и могут совпадать в отдельных операциях, как, например, против талибов в Афганистане. Москва использует различные методы восстановления советской империи через господство в сфере безопасности, экономики и политики. В случае успеха такой курс подорвет влияние Америки и Европы на Евразию, а в случае неудачи российская стратегия приведет к усилению региональной нестабильности и террористической угрозы, из-за чего в опасности окажутся и западные интересы.
Между целями Запада и России есть три основных отличия. Во-первых, Америка и Европа - это подлинные демократии, стремящиеся распространять права человека и политический плюрализм, хотя для этого они зачастую прибегают к разным методам. Путинская Россия - это авторитарное государство, мало заинтересованное в развитии прав человека в соседних странах. Более того, Кремль поддерживает в приграничных государствах диктаторов, молча соглашающихся с его интересами. Подобная политика может привести к появлению политических радикалов, территориальных сепаратистов и религиозных террористов на южных границах России.
Во-вторых, Америка и ее европейские союзники борются против международного терроризма, потому что считают это явление серьезной угрозой безопасности в долгосрочной перспективе. Россия же манипулирует угрозой международного терроризма с тем, чтобы установить диктатуру внутри страны, раздавить независимость Чечни и усилить свои имперские претензии, подрывая суверенитет своих соседей в Восточной Европе, на Кавказе и в Центральной Азии. Относительная слабость России, о которой так часто говорят апологеты Путина, опасно обманчива, особенно, когда ее соседи слабее институционально и экономически и более уязвимы политически.
В-третьих, Америка и Европы пытаются достичь договоренностей о безопасности с разными партнерами, включая Россию, с целью противодействия нестабильности в регионах. А Москва терпит соглашения о сотрудничестве, в частности с Вашингтоном, то ли потому, что пока не может превзойти Америку, то ли потому, что может манипулировать политическими и военными возможностями Вашингтона для усиления собственных позиций.
Наивно полагая, что западные и российские интересы одинаковы или совместимы, Вашингтон и Брюссель играют на руку империальной державе, которая реанимировала свои амбиции. Во время недавней поездки по Центральной Азии Путин ясно дал понять, что работает над 'восстановлением того, что было потеряно с распадом Советского Союза'. Более того, российский президент возложил вину за трагедию в Беслане на крушение СССР и иностранных врагов, якобы добивающихся разделения России.
Цели России не совпадают с демократическим мировым устройством. Кремль хочет восстановить влияние России в бывших советских республиках, где безопасность, внешняя политика, поставки энергоносителей и торговля определяются Москвой. Таким образом Путин хочет создать противовес американскому присутствию в Евразии и нейтрализовать влияние ЕС.
В случае неправильных шагов сотрудничество США и Евросоюза с Москвой может лишь ускорить действия Путина. Оно может повредить политическим и военным целям Запада в Центральной Азии и на Кавказе, где перед слабыми государствами стоит двойная угроза - исламского радикализма и российского империализма.
Главной задачей будущей американской администрации будет разработать эффективный трансатлантический политический курс, упреждающий российскую дестабилизацию. США и ЕС могут работать вместе, чтобы гарантировать целостность и безопасность государств, которым угрожают планы Москвы, от Молдавии и Украины до Грузии и Узбекистана. Они должны быть включены в орбиту Запада, а их долгосрочная стабильность может быть достигнута через политический плюрализм, свободные СМИ, гражданское общество и диктатуру закона - явления, которые в России в очевидном дефиците.
Януш Бугайски - директор восточноевропейского проекта Центра стратегических и международных исследований в Вашингтоне, автор книги 'Холодный мир: Новый империализм России' (Cold Peace: Russia's New Imperialism, Greenwood/CSIS, 2004).