В скором времени всем московским школьникам раздадут обязательные жетоны-'собачьи бирки', как у солдат, и так называемые 'паспорта'. Это делается в рамках новой системы безопасности, введенной после захвата заложников в школе в Беслане.
На жетонах будут выбиты имена детей и контактные данные, а в паспорта будут внесены отпечатки пальцев, основная медицинская информация, например, данные об аллергических реакциях, а также инструкции на случай террористического акта.
Все эти меры, которые планируется ввести в столице уже в конце года, призваны избежать трудностей, с которыми столкнулись власти при опознании тел погибших и выяснении личности раненых и пострадавших в Беслане.
Все полторы тысячи московских школ и три тысячи детских садов будут обеспечены квалифицированной охраной. Сейчас власти рассматривают вопрос об установке сигналов тревоги и заборов.
Жители Беслана отметили вчера сорок дней со дня гибели заложников - принятый по канонам русской православной церкви период поминовения, - выставив в спортивном зале, где погибло большинство из 330 жертв, половина из которых были детьми, зажженные поминальные свечи, иконы и фотографии умерших. Убитые горем люди еще ожидают результатов исследования ДНК полутора десятков неопознанных тел, вынесенных из школы.
Распределение миллионов фунтов стерлингов материальной помощи пока не началось - частью из-за того, что не опознаны последние тела погибших, частью из-за коррупции и некомпетентности чиновников.
Кое-кто из жителей Беслана уверен, что реальное число жертв превышает официальную цифру почти вдвое. Некоторые считают, что террористам удалось бежать, и некоторых заложников они захватили с собой и увезли через границу в соседнюю Ингушетию.
Власти Беслана опасаются, что по окончании сорокадневного траура гнев местных жителей может обрушиться на незначительное ингушское меньшинство, проживающее в Северной Осетии.
- Ситуация очень напряженная, - сказал корреспонденту The Times один из жителей Беслана по телефону, - власти нам говорят, что никакого насильственного возмездия не должно быть, но мы должны взять кровь за кровь наших детей.
В 1992 году между ингушами и осетинами вспыхнула десятидневная война за землю, на которую стремились вернуться ингуши через полвека после того, как Сталин угнал их в ссылку вместе с чеченцами.
Теперь жители Северной Осетии, в большинстве своем христиане, обвиняют ингушей в том, что те покровительствуют мятежникам, захватившим школу 1 сентября с требованием вывести российские войска из Чечни.
Несколько боевиков из тех, кто участвовал в захвате школы, были опознаны как ингуши, члены отряда чеченского сепаратиста Шамиля Басаева, взявшего на себя ответственность за организацию этого теракта.
Президент Путин заявил, что Басаев пытается разжечь в нестабильном северокавказском регионе кровавый этнический конфликт, чтобы затем установить здесь исламское государство. Российские власти призвали [местных жителей] к сдержанности, указывая на то, что месть будет как раз тем, чего хотел добиться Басаев.
В понедельник президент Ингушетии Мурат Зязиков сказал, что бояться этнических столкновений нет причины.
- Люди Северного Кавказа стали мудрее; кроме того, они устали от войны, - заявил он журналистам, - события 1992 года не повторятся. Сами люди не хотят дестабилизировать регион.
По словам Зязикова, правоохранительные органы и спецслужбы проводят совместное патрулирование местности и усиливают работу с населением, молодежью и религиозными лидерами в течение периода поминовения, чтобы не допустить всплесков насилия. Он добавил, что готов сделать совместное со своим североосетинским коллегой Александром Дзасоховым заявление, в котором они призвали бы жителей сохранять спокойствие.
В то же время, жители Назрани, самого крупного города в Ингушетии, говорят, что ситуация накалена, все ожидают вооруженных нападений. Движение по дорогам между Ингушетией и Северной Осетией практически прекратилось.