Москва, 12 октября. С того самого момента, как президент РФ Владимир Путин объявил о 'политических реформах' в России, предполагающих назначение Кремлем глав регионов и другие изменения политического устройства страны, Запад занял по отношению к России весьма прохладную позицию.
Заявляя о том, что Россия совершает попятное движение в такой важной области, как развитие демократии, на Западе главную вину за это возлагает на Путина, который серьезно разочаровывает Запад. Путин не любит, когда о нем плохо пишут. В Кремле вяло попытались дать объяснения решению президента, но все они прозвучали весьма неубедительно. И это совершенно неудивительно: Владимиру Путину в конечном счете совершенно безразлично, что думают на Западе о внутренней политике руководимого им государства.
Если судить по тому, что пишет западная пресса о России Путина, создается впечатление, что Путин и само будущее России находятся в тупиковом положении. В связи с захватом школы в Беслане там появилась масса материалов, в которых выражалось сочувствие и сопереживание жертвам трагедии. Это чувство сменилось на неприязнь, связанную с решением Путина перейти к системе назначения глав регионов и отменить систему выборов кандидатов от одномандатных округов в Госдуму.
Путин заявляет о том, что предложенные 'политические реформы' необходимы для обеспечения национальной безопасности и борьбы с международным терроризмом. Сам он в это может и верит, однако большинство стран мира не понимает и не согласно с подобной логикой российского президента. Впечатление, которое складывается о России за рубежом, заключается в том, что чем больше Путин пытается обеспечить безопасность и правопорядок у себя в стране, тем более авторитарным становится его правление. Возможно, так оно и есть, но есть ли ему дело до того, что думают о его политике в мире?
Российский президент - холодный прагматик. Больших обещаний он не дает. Находясь у власти почти пять лет, Путин наглядно продемонстрировал, что готов идти на многое ради защиты национальных интересов России - независимо от того, что думают об этом за рубежом. Когда в мире соглашаются с Россией, Путин тому всегда очень рад. Когда не соглашаются - Путин выглядит озабоченным, но непоколебимым. У Путина для России имеется свой собственный сценарий, который мало в чем совпадает с ожиданиями Запада.
В настоящий момент разочарование Запада в Путине соразмерно разочарованию самого Путина в Западе. Путин никогда не заявлял о том, что намерен узаконить западные институты и ценности у себя в России. Его приоритеты лежат совершенно в иной плоскости - и все они на виду.
Политическая программа Путина весьма проста. Она заключается в реформировании экономики для обеспечения устойчивых темпов развития, а также в преодолении страшной бедности, появившейся в результате развала Советского Союза, грянувшего в 1991 г. В экономической стратегии Кремлю уготовано центральное место на 'командных высотах'. Сила и влияние 'олигархов' в политике и экономике страны должны быть существенным образом уменьшены. Контроль над мощнейшим российским топливно-энергетическим комплексом должен перейти к государству - как это и происходит в большинстве стран-экспортеров энергоносителей.
Следует также упомянуть о неустанной заботе президента об укреплении 'вертикали власти', необходимой для обеспечения национального суверенитета России и, - как нас в том уверяют, - ее безопасности. И, наконец, Путин задался целью вернуть России ее международный авторитет, уважение и престиж.
С точки зрения Кремля, ощутимые результаты были достигнуты во всех выше перечисленных областях. Пожалуй, единственной сферой, в которой с 1999 года Кремль не может похвастаться особыми успехами, является его неспособность покончить с продолжающимся кризисом в Чечне.
При внимательном ознакомлении с политической программой Путина становится ясно, что демократия и гражданское общество - в нашем западном понимании - в ней отсутствуют, либо занимают несущественное место. И хотя на словах выражается поддержка того и другого, но государство пока мало что сделало для их претворения в жизнь. Вместе с тем, если принять во внимание то, как Кремль задействовал и использовал весь госаппарат для борьбы с нефтяной компанией 'Юкос' и ее главными акционерами, можно сделать вывод, что по отношению к самому обществу сохранялся сравнительно мягкий и умеренный подход.
То, что многие на Западе называют антидемократическими тенденциями в правлении Путина, может на деле оказаться просто безразличием к демократии как таковой. Путин просто-напросто не находит ей места в сложной схеме проекта реформ, которую он выстроил для России. И, судя по итогам прошедших пяти лет, Западу и не следует ожидать, что Путин пойдет на какие-либо коррективы и уступки в отношении политических ценностей или политического устройства, когда речь заходит о внутренней политике российского государства.
Западу следует распрощаться со своими ожиданиями в отношении России. Россия выбрала свой собственный путь развития, по которому ее ведет очень популярный в народе президент. Если принять сложившееся положение таким, как оно есть, это позволит уменьшить степень разочарования по внутренней политикой России в будущем. Ведь ставки в игре в целом намного выше.
Позиция Запада, выраженная в прохладном отношении к России, на данном этапе является малоэффективной, контр продуктивной. Все может кончиться тем, что на все критические замечания Кремль будет реагировать с явным безразличием. Подобная ситуация менее всего желательна как для Запада, так и для России, которые должны совместными усилиями бороться с международным терроризмом, и продолжать укреплять долгосрочное сотрудничество в энергетической сфере, являющимся для них взаимовыгодным.
Недавно объявленные Путиным политические реформы могут также поставить окончательную точку в спорах о целом ряде политических вопросов, а также иллюзиях, разделявших Россию и Запад на протяжении всего последнего десятилетия. Западу следует, в конце концов, признать, что Россия в обозримом будущем не сможет стать похожей на него. А пока следует сосредоточиться на том, что объединяет Россию и Запад. Было бы непростительной ошибкой, если в нашем крайне неспокойном и опасном мире Россия и Запад проглядели то общее, что их объединяет.