После истечения второго президентского срока Владимира Путина Россия может стать унитарной парламентской республикой, а центр власти - перейти к новому премьер-министру. О деталях возможных изменений рассказала накануне на пресс-конференции в РИА 'Новости' Ольга Крыштановская, руководитель Центра изучения элиты Института социологии Российской академии наук (РАН).
По ее мнению, проводимые Путиным, начиная с 2000 года, реформы власти последовательно ведут Россию к 'советизации' системы управления. 'В советской системе население допускалось только к тем выборам, которые не оказывали решающего влияния на состав политической элиты, - напоминает Крыштановская. - При Ельцине прежняя политическая система была сломана, и появилось очень много выборов'. Тогда у выборного процесса было семь составляющих: население напрямую выбирало президента, Совет Федерации, губернаторов, депутатов-одномандатников в Госдуму и региональные законодательные собрания, а также отдавало голос партиям, претендующим на места в федеральных и региональных парламентах.
Путин начал политические преобразования, сократив объем выборов. 'Вначале были ликвидированы выборы в Совет Федерации, сегодня из процесса исключены губернаторы и депутаты-одномандатники', - отмечает эксперт. Этим изменение политической системы не ограничится, считает она, и к 2008 году население будет голосовать напрямую только за те партии, из чьих списков будут полностью формироваться Госдума и региональные законодательные собрания. В свою очередь депутаты заксобраний будут выбирать губернаторов, а федеральный парламент - президента. 'Цель - максимально упростить выборную систему, сделать парламентскую республику', - заключает Крыштановская.
Кроме снижения политических рисков для правящего класса, такой сценарий может решить проблему продления властных полномочий Путина, который в этом случае становится премьер-министром. А парламент избирает заведомо слабого президента, функции и полномочия которого весьма ограничены.
В российских условиях, полагает эксперт, где на протяжении десятилетий доминировала советская система руководства, значительной части людей такая схема управления близка и более понятна. Согласно информации Института социологии РАН, 38% российского политического класса составляют бывшие работники советской номенклатуры. Среди региональных элит доля таких людей достигает 61%. Кроме того, выборы в России, утверждает Крыштановская, с 1997 года перестали быть каналом прихода представителей гражданского общества в элиту. Выборный процесс контролировался двумя основными группами: бюрократией и крупным бизнесом. Как результат - новые люди (причем ранее строивших карьеру вне политической сферы) появлялись во власти в 65% случаев благодаря назначению, уточняет эксперт.
Помимо перехода к парламентской республике, утверждает Крыштановская, через четыре года Россия может по сути превратиться из федерации в унитарное государство. Такой сценарий диктует логика, связывающая политическую реформу с терактами. 'Связь глубокая и скрытая, но она имеется: теракты есть порождение сепаратизма в России. Сепаратизм, в свою очередь, связан с национальными образованиями, - отмечает эксперт. - Возможно, назначение губернаторов нужно для того, чтобы сместить лидеров национальных республик. А люди, назначенные президентом, не будут мешать Кремлю менять территориальное устройство. В результате Россия может де-факто стать не федерацией, а унитарным государством'.
В целом, констатирует Крыштановская, реформа проводится в интересах политического класса и пользуется его поддержкой. Однако остаются и 'зоны напряжения': в некоторых национальных республиках возникли автаркические режимы. 'В таком регионе одному клану принадлежит не только политическая власть, но и экономическая, потому что приватизация прошла в пользу этого тейпа. И что будет, если заменить только первое лицо, выдернув его из данной пирамиды, а все ресурсы - человеческие, финансовые - останутся в руках этого клана?' Если при назначении кандидаты не будут согласовываться с местными элитами, вероятны взрывы протеста.
Подобный конфликт заложен и в регионах, где губернаторов ставили крупные финансово- промышленные группы. Однако нулевая реакция бизнес-сообщества на дело ЮКОСа показала, что он не готов к борьбе ни на федеральном, ни на региональном уровне, отмечает эксперт.
Крыштановская не ожидает сопротивления реализуемым реформам и со стороны населения. 'Внутри России не сформировались группы политических интересов, которые обладали бы достаточным протестным потенциалом: ни бизнес, ни средний класс, ни интеллигенция не стремятся противостоять авторитарным политическим тенденциям'. Поэтому Кремль 'не чувствует никакого упора'. 'Встав на путь сворачивания преобразований демократического типа, - говорит Крыштановская, - власть скользит по наклонной плоскости, так как одни реформы логически вызывают необходимость других'.