Понемногу остаются позади те старые добрые времена, когда цены на нефть были просто заоблачными. И можно серьезно опасаться, что через пару лет нынешние взлетевшие цены на баррель будут казаться уже умеренными. В этом умопомрачительном повышении стоимости нефти сыграли роль два фактора. Первым можно считать повышение спроса на энергоносители в мире вообще, и в частности - мощный рывок Китая - зарождающейся мировой державы с неуемными аппетитами на природные ресурсы, над индустриализацией которой в настоящий момент трудятся ее 1300 миллионов жителей. Этот фактор требует отдельного внимания, потому как потребности Китая приводят к повышению цен на многие природные ресурсы, а не только на нефть.
В то же время не стоит забывать, что становящаяся с каждым разом все более опасной ситуация в Ираке, а также и набирающая обороты гражданская война в дельте Нигера вызвали волнение на мировом рынке из-за угрозы полного прекращения поставок нефти из названных регионов. Тем не менее, ситуация не выглядит настолько опасной, насколько кажется, когда читаешь, что цены на баррель неуклонно приближаются к отметке 50 долларов и даже переваливают ее. Если учитывать всю накопленную за последние десятилетия инфляцию, то максимально зафиксированным в 1979 году ценам в 30 и 32 доллара за баррель должны соответствовать нынешние 78 и 80 долларов. А мы все-таки еще достаточно далеки от названной отметки.
Истинная угроза мировой экономике проистекает из причины совсем иного толка, и останется неизменной вне зависимости от этих высоких цен. В недавнем прошлом возникновение нефтяных кризисов носило циклический характер, и через несколько лет ситуация выравнивалась. Сам рост цен запускал корректирующие механизмы: снижение потребления по мере снижения темпов роста экономики, развитие стратегии замещения, увеличение производства топлива из-за начала использования прежде считавшихся нерентабельными месторождений, а также благодаря лихорадочному поиску еще неизвестных.
Новым фактором, способным повлиять на цикличность падения и роста цен, является развитие крупных стран третьего мира. Речь идет не только о Китае, но и об Индии - государстве с миллиардным населением, становящемся с каждым разом все более развитым и индустриализованным - и других небольших странах. До недавнего времени развитые страны - иными словами США, Япония, Канада, Западная Европа и еще несколько государств - представляли лишь незначительную часть населения планеты, в действительности общая численность проживавших на территории этих стран людей не составляла даже численности населения Китая или Индии.
Страшный кризис неминуем. Нельзя лишить возможности развития страны третьего мира. Их недостаточная экономическая развитость является бесконечным источником нищеты, несправедливости, военных конфликтов и всевозможных проблем. Но Земля не располагает достаточными физическими ресурсами, необходимыми для поддержания западного развития и западного образа жизни в масштабах всей планеты, если только не произойдет ощутимого сокращения численности населения, невиданного технологического скачка либо того и другого одновременно. Вряд ли мировые запасы нефти полностью истощаться к 2050-2060 году, но относительная нехватка этого вида топлива неизбежна. С другой стороны цены на нефть могут вырасти настолько, что придется сознательно отказываться от ее использования, словно запасы уже действительно истощены.
Однако, говорить об этом гораздо проще, чем действительно сделать; особенно в таком секторе как транспортный и, прежде всего, в авиации. Вполне предсказуемые войны за убывающие ресурсы не только не разрешат кризисную ситуацию, но и еще больше усугубят ее. Приближающаяся катастрофа может потребовать введения нового мирового порядка, который способен принять самые различные формы. Американцы считают само собой разумеющимся, что названный миропорядок может быть построен лишь на основании их неоспоримой гегемонии всепланетного масштаба, но это не более чем мания мегавеличия. Всей военной мощи американцев, всей их технологии, богатств, воззваний и высокомерия не достало для установления контроля над Ираком. Более того, их ближневосточная политика лишь еще больше обострила нынешний кризис. Думать в подобной ситуации, что они способны контролировать мир, значит строить иллюзии.
На настоящий момент мировые запасы нефти еще далеки от своего полного истощения, а во времена предыдущих кризисов мы сумели скопить достаточный опыт в области технологии и применении стратегии замещения и сбережения, так что нынешняя ситуация, вполне возможно, через некоторое время ремитирует. Тем не менее, созданная Китаем открывающаяся панорама не оставляет надежды, что снижение цен будет столь же интенсивным и столь же длительным, как прежде.
Хуанхо Санчес Арресеигор - историк-арабист