На фоне мировой глобализации, предстоящие годы обещают быть революционными, а процессы будут иметь глобальный характер и окажут влияние на расстановку сил в мире.
Что же ждет землян в будущем?
Растущая и дополняющая взаимосвязь между США и Китаем определит эволюцию международной торговли на ближайшие годы. Скорее всего, к 2010 году, Китай станет главным торговым партером США. С одной стороны, технологическая революция стала движущейся силой экономики США, с другой - превратила Китай в мировую промышленную фабрику.
Учитывая громадный экономический потенциал, сосредоточенный на азиатском континенте, нет никакого сомнения в том, что Азия по своим экономически возможностям обгонит старушку Европу, но не Америку. Китай займет ведущее политическое и экономическое место на азиатском континенте.
В конечном итоге, все это приведет к созданию нового двухполярного мира: Вашингтон- Пекин.
Значительные изменения произойдут на латиноамериканском континенте. Бразилия имеет все шансы стать региональным лидером в Латинской Америке, учитывая ее громадный экономический потенциал. Это вполне реально, единственное условие: сохранить нынешние темпы экономического роста. Бразилия является основным партнером для стран МЕРКОСУРа. Большая территория и население, значительный экономический потенциал вызывают уважение в мире. Поэтому, вполне понятно стремление Бразилии стать новым постоянным членом Совета Безопасности ООН. Скорее всего, уже в ближайшей перспективе Бразилия, наряду с такими странами, как Китай, Россия и Индия, будет играть все большую роль в мире.
Для этого Бразилия должна ни в коем случае не потерять темпов экономического роста и попытаться выйти из той финансовой ловушки, в которой она оказалась из-за громадного внешнего долга.
Мексика перестанет быть вторым торговым партнером США и потеряет свое ведущее место в автомобилестроении, уступив эту позицию Китаю. Ей придется смириться с китайской экономической экспансией и повернуться лицом к себе. Маловероятно, что она выдержит соревнование с дешевыми китайскими товарами. На это есть объективные причины: заработная плата и электроэнергия в Китае в три раза дешевле, чем в Мексике.
Это уже сейчас привело к тому, что на мексиканском рынке 30% товаров приходится на китайские.
Чили, при ежегодном экономическом росте в 4%, как это было на протяжении последних 30 лет, превратится на южноамериканском континенте в самую открытую и интегрированную мировую экономику страну.
Аргентина, опираясь на современный агропромышленный комплекс, имеет реальную возможность стать одним из основных поставщиков продуктов питания на мировой рынок. Правда, для того, чтобы не упустить этот шанс, страна должна быть предсказуемой и управляемой. На сегодняшний день экономика Аргентины представляет собой череду взлетов и падений, и это напрямую связано с кризисом власти в стране.
В настоящее время политика китайского руководства направлена на поиск новых рынков природных и сельскохозяйственных ресурсов. Без них Китаю не удастся увеличить промышленное производство. Китай, являясь одним из основных инвесторов в страны Латинской Америки, в Аргентине финансирует строительство тоннеля Сан-Хуан - Кокимбо, а также участвует в приватизации железной дороги Бельграно Каргас. В свою очередь, за последние четыре года экспорт сельскохозяйственной продукции из Аргентины в Китай увеличился в четыре раза.
На этом фоне неоднозначно складываются отношения между США и странами Латинской Америки. Во многом это зависит от географической близости к супердержаве.
Чем ближе страны к северному соседу, тем теплее их отношения. Поэтому не случайно, что наиболее тесные связи у Соединенных Штатов с Мексикой, странами Центральной Америки и Карибского бассейна. По мере продвижения на юг они становятся все прохладнее и прохладнее.
Таким образом, с большой долей уверенности можно сказать, что Латинская Америка может занять достойное место в новом мировом экономическом порядке, но лишь в том случае, если сумеет воспользоваться 'благоприятными ветрами'. В частности, надо сделать все возможное и невозможное для сближения с азиатскими тиграми, и убедить их в необходимости инвестиций в страны Латинской Америки.