Прибыв сегодня в Пекин, всего через два дня после визита Жака Ширака, президент России Владимир Путин собирается предпринять попытку материализовать стратегическое партнерство, которое постоянно сталкивается с серьезными трудностями.
Соглашение, достигнутое с Пекином о вступлении России в ВТО, которое должно быть подписано в ходе трехдневной поездки российского президента, позволит сделать картину 'братских' отношений между двумя бывшими великими коммунистическими державами более привлекательной. Под гром аплодисментов и за цветистыми речами, без которых не обойтись, недоверие останется на повестке дня.
Дело в том, что между Москвой и Пекином ничто не может быть просто - так велики несоответствия. Потрясающие экономические достижения Китая, застывшего в своей политике, являются предметом беспокойства для России, формально освободившейся от коммунистической опеки, но пока еще промышленно слабо развитой. Экономический обмен между двумя странами (в этом году на уровне 20 миллиардов) на бумаге в пользу России, которая экспортирует в два раза больше, чем импортирует. Но за цифрами скрывается суровая реальность: в обмен на сырье (нефть и черные металлы, составляющие 47% экспорта) и систем вооружений (5миллиардов долларов за пять лет), Россия получает из Китая только товары с низкой добавленной стоимостью. Это не устраивает Кремль. 'Китай заинтересован в стабильном поступлении энергоресурсов из России, заявил незадолго до отъезда Владимир Путин, но мы должны действовать, исходя прежде всего из наших национальных интересов'. А эти интересы, уточнил он, проходят через проекты, 'основанные на высоких технологиях'.
Другими словами, Москва надеется на более равноправное сотрудничество, предлагая в будущем качать свою нефть в счет обмена технологиями. Прицел делается на совместные инвестиции в самолетостроение, электронику, машиностроение и атомную отрасль. Цель - создать альтернативу Западу.
Но Пекин настроен, по крайней мере, скептически. Об этом свидетельствует предложение, сформулированное премьер-министром Вэнь Дзябао во время его недавнего пребывания в Москве. Русским, проявившим тогда интерес, он пообещал, что Китай до 2020 года сделает в Россию инвестиций на 12 миллиардов долларов. И немного позже уточнил свои намерения проникнуть в энергетическую отрасль России, что вызвало у русских в ответ резко негативную реакцию.
Еще в 2002 году Россия грубо отстранила китайцев от участия в аукционе при продаже нефтяной компании Славнефть. С тех пор сотрудничество в области энергетики между двумя странами постоянно шло на убыль. Совершаемые Кремлем вот уже больше года нападки на Юкос привели к снижению поставок российской нефти в Пекин. И, наконец, проект строительства нефтепровода Ангарск (Восточная Сибирь) - Дацин (северный Китай) был отложен по этой же причине.