Противоречивый президент Белоруссии Александр Лукашенко решил продлить время своего правления еще на пять лет. Поскольку Конституция Белоруссии не допускает возможность третьего мандата для первого лица в республике, Лукашенко, которого народ называет 'батькой', решил подтвердить свое желание путем 'всенародного волеизъявления'. Референдум о его дальнейшей судьбе состоится 17 октября - в тот же день, когда в республике состоятся выборы в новый парламент.
'На референдуме будет поставлен только один вопрос - заявил Лукашенко своим согражданам, - или вы позволите первому президенту республики еще раз выдвинуть свою кандидатуру на пост президента, или одобрите статью 81 Конституции, в которой говорится, что президент выбирается на пятилетний срок прямым тайным голосованием'.
На должность главы государства Лукашенко был избран в 1994 году, получив во втором туре президентских выборов 80,4 процентов голосов избирателей. В сентябре 2001 года он добился еще более впечатляющего результата - в первом же круге обеспечил себе 75,6 процентов голосов избирателей.
ДИКТАТОР-ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ
Бывший председатель колхоза минувшие десять лет руководил своей страной весьма своеобразно, так что, среди западных аналитиков очень быстро удостоился титула 'последнего европейского диктатора'. Факт, что из бывших советских республик (во всяком случае, из расположенных на европейском континенте) Белоруссия оказалась единственной, сохранившей советскую политическую систему. 'Авторитаризм - это ответ на угрозу нестабильности', - объясняет Лукашенко, чья страна до сих пор не вступила на путь перемен, характерных для стран бывшего восточного блока.
Белорусский лидер так или иначе имеет достаточно оправданий для своей позиции. Расхищение государственной собственности, обогащение ряда лиц на фоне массового обнищания, разгул криминала, социальная нестабильность и другие несчастья, характерные для государств, совершающих поворот от социализма к неопределенной форме капитализма, - все это Белоруссию, по крайней мере, пока обошло стороной.
При этом, разыгрывая карту общей с Россией заинтересованности в защите от западных угроз, Лукашенко обеспечил создание так называемого Российско-белорусского союза - сообщества, задуманного как единое экономическое, финансовое и оборонное пространство. Союз в полной степени не функционирует, главным образом, из-за непомерных запросов Лукашенко по части эмиссии денег и условий торговли (так объясняют в Москве), или по причине прозападной политики российского президента Владимира Путина (так объясняют в Минске). Во всяком случае, многие российские политики склонны рассматривать 'братство с Белоруссией', как необходимый противовес в отношениях с евро-атлантическими партнерами.
Один из примеров такого противовеса - недавнее решение США о введении санкций в отношении Белоруссии. США прекратили всякое общение с официальными лицами Минска, обвинив режим Лукашенко в гонениях на политических противников, в нежелании расследовать политические убийства и ущемлении демократии. Быстро последовала схожая реакция Европейского союза. Лукашенко, разумеется, назвал эти решения 'обычной глупостью' и высказал мнение, что 'американцы не знают, чем заняться'.
Многие аналитики между тем полагают, что введение санкций против Белоруссии на самом деле - это своеобразное предупреждение Москве.
О чем, собственно, речь?
Политические ходы Кремля после трагедии в Беслане, особенно решение о назначении губернаторов в 89 субъектах федерации и отмена одномандатных округов на выборах в Государственную Думу вызвали большой шум на Западе. Критика исходила как со стороны американских официальных лиц, так и от европейцев. Объяснение Кремля, что укрепление вертикали власти - это ответ на угрозу терроризма, в особенности на Северном Кавказе, трактуется на Западе как фальшивая отговорка.
НЕЛОВКАЯ СИТУАЦИЯ
Однако до более серьезных шагов пока не дошло. Если санкции, объявленные Минску, не затрагивают ни американскую, ни белорусскую экономику (поскольку экономического сотрудничества между двумя странами практически нет), с Москвой дело обстоит гораздо сложнее. Россия - важный деловой партнер США и Европы. Американская КОНОКО-ФИЛИПС недавно приобрела крупный пакет акций Лукойла, одной из крупнейших нефтекомпаний мира. Российский рынок широко открыт западным инвесторам - особенно в области энергетики.
Кроме того, приверженность России к борьбе против терроризма абсолютно отвечает (декларативным) намерениям США. Предложение главы российской дипломатии Сергея Лаврова дать более точное определение террористическим организациям, многих на Западе поставило в неловкое положение. Ведь не секрет, что чеченские сепаратисты, ответственные за трагедию в Беслане и за многое другое, получают обильную, в том числе и финансовую, поддержку именно из тех стран, которые, якобы, находятся в авангарде борьбы с терроризмом.
Подобные неловкости, очевидно, легче всего сгладить замалчиванием одних проблем и 'выпячиванием' других. В той игре нашел свое место и Лукашенко. Кажется, что во всей этой истории он единственный, кто пренебрегает тем обстоятельством, что Белоруссия - это все-таки не Россия.