Москва, 14 октября 2004 года (UPI). В нынешнем визите президента Владимира Путина в Китай доминирует энергетическая политика.
Китай, экономика которого занимает седьмое место в мире и быстро растет, испытывает энергетический голод и ищет возможности для увеличения экспорта нефти и природного газа. Кремль, который сегодня занимает главенствующее положение в энергетическом секторе России, намерен использовать огромные энергетические ресурсы страны как рычаг воздействия на другие страны с целью получения возможно больших геополитических и финансовых выгод.
В то время как западные политики оказывают Путину холодный прием в силу того, что считают антидемократическими проводимые им на родине политические реформы, прибывшего в Пекин российского президента встретили тепло и с большими надеждами. Между Россией и Китаем уже установились прочные торговые связи: ожидается, что объем товарооборота достигнет 20 млрд. долл. США в нынешнем году и 60 млрд. долл. - к 2008 году. Но обе страны хотят укрепить сотрудничество в области энергетики, при этом Россия имеет на руках более сильные карты.
Специалисты по нефти прогнозируют, что в следующем году потребности Китая в нефти возрастут на 20% и достигнут 53000 т в сутки. До того как российский нефтяной гигант "ЮКОС" и его главные акционеры навлекли на себя неудовольствие Кремля, Китай был совершенно уверен, что "ЮКОС" построит нефтепровод и будет экспортировать на его рынок 30 млн. т нефти ежегодно. В прошлом месяце эта надежда обернулась паникой, когда "ЮКОС" объявил, что переводит часть предназначавшейся на экспорт в Китай нефти на внутренний рынок, чтобы выплатить огромные недоимки по налогам. Одной из целей визита Путина является заверить Китай в том, что Россия является сегодня и останется в будущем надежным экспортером нефти.
Хотя большинство считает, что дело "ЮКОСа" инициировано Кремлем в стремлении ограничить политические амбиции некоторых российских олигархов, в планах "ЮКОСа" построить нефтепровод в Китай Путин усмотрел важный для национальной безопасности вопрос, решение по которому имеет право принять только Кремль. Разрушение компании "ЮКОС" и предстоящая вскоре передача под контроль государства ее главного производственного подразделения гарантируют, что только Кремль станет решать, куда экспортировать российскую нефть.
Есть все признаки того, что нефтепровод в Китай построен не будет. . . пока.
Путин был по своему обыкновению загадочным, когда комментировал эту тему. "Я надеюсь, Вы меня поймете, когда я говорю честно и откровенно: нам нужно, прежде всего, обеспечить собственные национальные интересы. Мы должны развивать территории российского Дальнего Востока". Эти высказывания, надо полагать, подтверждают, что сейчас, возможно, предпочтение отдается строительству конкурирующего нефтепровода через Сибирь к Тихоокеанскому побережью России для экспорта в Японию российской нефти, которая затем может быть реэкспортирована на Западное побережье США.
Путин давно уже призывает к ускорению экономического развития громадных территорий на востоке России, но вполне вероятно, что он также говорит китайцам, что Кремлю нужен более равноправный режим торговли нефтью. Китайцы упорно предлагают платить за будущий экспорт больших объемов нефти по ценам ниже мировых. Подобный план сделал бы Китай самым важным единичным импортером российской нефти. Кремль, быть может, обеспокоен перспективой иметь столь сильного и требовательного энергетического партнера; диверсификация экспортных рынков при более высоких ценах позволяет России получать высокие доходы и повышает возможности ее влияния на мировую политику.
Нефть - не единственная энергетическая тема в путинской повестке. Китайцам очень нужно нарастить также импорт природного газа. И тут тоже Россия является самым очевидным экспортером. Разработаны планы строительства из Сибири в Китай и Южную Корею газопровода, который обойдется в 18 млрд. долл. США. Во время публичной части визита Путина в Пекин он об этом проекте не упомянул. Опять-таки, Путин, возможно, страхуется и выжидает новых событий на внутреннем газовом рынке России. Консорциум ТНК-BP поддерживает газопровод стоимостью 18 млрд. долл., однако "Газпром" - контролируемая Кремлем естественная монополия природного газа, которая, как ожидают, возьмет себе главное производственное подразделение компании "ЮКОС" - пока еще не определился в вопросе о том, насколько он заинтересован в китайском рынке.
Нынешний визит Путина в Китай следует интерпретировать как часть новой роли России в мире - международного энергетического воротилы. Эта именно та роль, которой дожидался путинский Кремль после продолжающегося вот уже год наступления на российские частные нефтегазовые компании. После того как Кремль отнимет у "ЮКОСа" его главные производственные подразделения, чтобы затем передать их контролируемым государством компаниям, он приобретет громадное международное влияние. С учетом политической нестабильности и продолжающегося насилия на Большом Ближнем Востоке, а также сохраняющейся неопределенности в отношении других экспортеров из числа стран ОПЕК (ярким примером является Нигерия), Россия представляется образцом заслуживающей доверия стабильности. Именно это послание Кремль хочет донести своим китайским партнерам. Китайцы, совершенно очевидно, к нему прислушиваются, как, несомненно, прислушивается и весь испытывающий энергетический голод мир.
Путин будет и дальше встречать холодный прием на Западе за свою особую интерпретацию внутреннего политического порядка и демократии в России - но не долго. Весь мир - а не одни только китайцы - заинтересован в огромных запасах энергоносителей в России. В конечном итоге, Западу тоже придется считаться с энергетическим базаром Путина.
P.S. В момент сдачи в печать данной статьи поступило сообщение о том, что "Газпром" и Китай все же подписали соглашения о ряде проектов, хотя по-прежнему не ясно, как это повлияет на схему ТНК-BP по экспорту в Китай природного газа.