В четверг вечером российские власти практически полностью подготовились к продаже главного актива опальной нефтяной компании "ЮКОС" за сумму всего в 4 миллиарда долларов, что в несколько раз меньше его справедливой стоимости. Рыночные аналитики уже назвали это 'грабежом средь бела дня' и 'самым худшим сценарием развития событий'.
По сообщению информационного агентства 'Интерфакс', полученном, по-видимому, в результате утечки из правительства, власти выставят на аукцион 76,8 процента акций 'Юганскнефтегаза', который инвестиционный банк Dresdner Kleinwort Wasserstein оценил в пределах от 14,7 до 17,3 миллиарда долларов. В этом пакете в 76,8 процента сконцентрированы 100 процентов голосующих акций 'Юганскнефтегаза'.
По словам источника, близкого к сделке, такой сценарий действительно предлагался в качестве одного из вариантов Министерством юстиции, которое отобрало у "ЮКОСа" 'Юганскнефтегаз' в обмен на невыплаченную налоговую задолженность.
Однако другой представитель властей предупредил о том, что 'до конца еще ничего не ясно'.
Агентство 'Интерфакс' приводит слова высокопоставленного источника в правительстве о том, что подать заявку на участие в торгах может государственная газовая монополия 'Газпром', недавно объявившая о своем слиянии с государственной нефтяной компанией 'Роснефть'.
Если 'Юганскнефтегаз' будет продан государственному монополисту за такие деньги, это приведет к оттоку средств с рынка, продемонстрирует пренебрежение правами миноритарных акционеров и практически положит конец существованию "ЮКОСа" как одного из крупнейших производителей нефти в России.
- Это действительно самый худший вариант развития событий, - считает Эл Брич (Al Breach), главный стратег московской инвестиционной компании Brunswick UBS.
Планы по продаже 'Юганскнефтегаза' - дочерней компании "ЮКОСа", полностью им контролируемой, на долю которой приходится 60 процентов добываемой "ЮКОСом" нефти, становится кульминацией наступления на компанию и ее акционера Михаила Ходорковского, которое не прекращается в течение последнего года. Ходорковский сейчас находится под судом по обвинению в уклонении от уплаты налогов и мошенничестве.
Финансовый директор "ЮКОСа" Брюс Мизамор (Bruce Misamore) считает, что в плане продажи отражена 'разительно заниженная стоимость активов'.
Несмотря на утечку, произошедшую в четверг, эксперты считают, что ответственный за проведение продажи Российский фонд федерального имущества еще не установил окончательную цену пакета акций 'Юганскнефтегаза'. Кое-кто из аналитиков предположил, что утечка появилась специально для того, чтобы проверить на прочность общественное мнение и попытаться сбить стартовую цену на аукционе.
Все это происходит, пока президент России Владимир Путин, который, по всеобщему убеждению, и дал 'зеленый свет' атаке на "ЮКОС", находится с официальным визитом в Китае, что дает ему возможность дистанцироваться от самой продажи и не приходить на помощь инвесторам.
Несколько дней назад Министерство юстиции заявило о том, что собирается продать 'Юганскнефтегаз', чтобы покрыть налоговую задолженность "ЮКОСа", оцениваемую в 3,73 миллиарда долларов. Начальник московского управления Министерства юстиции Александр Букман выразился так: 'было принято решение продать компанию, которая покрыла бы большую часть этой задолженности'.
Но теперь общий счет, предъявленный "ЮКОСу" налоговыми органами составляет уже более 8,5 миллиарда долларов. Эксперт по нефти и газу российской инвестиционной компании 'Атон' Стивен Дашевски (Steven Dashevsky) считает, что 'эти 4 миллиарда долларов вряд ли покроют даже часть налоговой задолженности "ЮКОСа". Таким образом, получается, что правительство заберет и продаст также другие активы компании'.
В четверг, несмотря на гриф 'строго лично и конфиденциально', Dresdner Kleinwort Wasserstein обнародовал свой отчет, в котором говорится, что 'как профессионалы, мы считаем, что стоимость акций 'Юганскнефтегаза' может составлять, с учетом имеющихся и потенциальных налоговых обязательств, от 14,7 до 17,3 миллиарда долларов'. А правительство предполагает продать 'Юганскнефтегаз' за сумму, на 60 процентов меньшую даже 'чрезвычайно консервативного' уровня по оценке Dresdner Kleinwort Wasserstein, составившего 10,4 миллиарда долларов.