МОСКВА, 14 октября (UPI) - В четверг Россия и Иран объявили о завершении строительства в Иране атомной электростанции, которое вызвало столько споров.
Строительство в Иране, в районе Бушера, атомной электростанции стоимостью 800 миллионов долларов вызвало раздражение Соединенных Штатов Америки, которые считают, что использованное ядерное топливо может быть применено для создания атомного оружия. Россия выдержала мощное международное давление и помогла Ирану осуществить его планы по выработке энергии на ядерном топливе. Чтобы успокоить мир, Россия заявила, что будет продолжать оказывать воздействие на Иран в целях обеспечения соблюдения этой страной условий, выдвинутых Международным агентством по атомной энергии. Тем не менее, сомнения остаются.
В четверг Иран очень близко подошел к тому, чтобы стать ядерной державой - по производству электроэнергии. Заявление, сделанное в четверг, сразу после визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Иран, сигнализирует о том, что Россия по-прежнему будет помогать Ирану и в то же время настаивать на выполнении Тегераном своих международных обязательств по ядерной энергии.
Чтобы снять опасения в возможном производстве ядерного оружия, министр обороны России Сергей Иванов сказал в четверг, что Кремль дает поручительство в том, что амбиции Ирана не выйдут за рамки использования ядерной энергии в мирных целях.
Участвуя в работе неформального совещания министров обороны стран НАТО и России в румынском городе Пояна Брасов, Иванов, согласно сообщению информационного агентства Интерфакс, заявил: 'Россия помогает Ирану в строительстве атомной электростанции в Бушере. Я могу заверить вас, что МАГАТЭ осуществляет жесткий контроль над проектом, который исключает возможность использования российских технологий и материалов в военных целях'.
Однако не все в этом убеждены.
Строительство станции в Бушере завершено. Но нерешенным остается вопрос об обращении с использованными ядерными стержнями. Российско-иранское соглашение о возврате использованных ядерных стержней в Россию планировали подписать в прошлом году. Российское агентство по атомной энергетике сейчас заявляет, что такое соглашение может быть подписано уже в ноябре, поскольку остается урегулировать лишь несколько 'коммерческих' вопросов. Тот факт, что строительство АЭС завершено до заключения соглашения об использованных ядерных стержнях, является причиной беспокойства, которое испытывают многие в отношении возможности превращения Ирана в ядерную державу в любой форме.
Подписание такого соглашения в ноябре в лучшем случае является проблематичным, а в худшем - окажется за пределами возможностей Ирана и России. 25 ноября должно состояться заседание МАГАТЭ, которое определит, должен ли Совет Безопасности ООН принять резолюцию по Ирану. Теоретически такая резолюция может привести к принятию санкций против Ирана, если будет решено, что эта страна нарушает международные конвенции по ядерной энергии.
Но в реальности Россия имеет право наложить вето на любое решение СБ ООН, поэтому Иран может избежать международных санкций. Но не международной критики и протестов, если МАГАТЭ решит, что Иран допускает нарушения.
Часто задают вопрос о том, зачем Ирану ядерная энергия для производства электричества в гражданских целях. Ведь эта страна является одним из крупнейших в мире производителей нефти и легко может удовлетворить свои внутренние потребности в энергоносителях. В равной степени для многих является загадкой российская заинтересованность в Бушерском проекте. Безусловно, российские подрядчики получают выгоду от строительства АЭС. Однако Кремль принимает на себя огонь критики за оказание помощи стране, отношения которой с внешним миром по меньшей мере проблематичны. Даже малейшая возможность того, что Иран когда-нибудь сможет произвести ядерное оружие, вызовет начало на большом Ближнем Востоке, который и без того страдает от насилия и нестабильности, смертельной гонки вооружений. А эта гонка станет угрозой и для самой России.
Тем не менее, российская заинтересованность в оказании помощи Ирану имеет определенную логику. Иран остается самым сильным союзником России в регионе. Тегеран, со своей стороны, готов идти на определенное сотрудничество в обеспечении стабильности российского южного фланга. В условиях, когда в настоящее время исламский фундаментализм представляет реальную угрозу внутренней российской и международной безопасности, помощь Ирана в предоставлении разведывательных данных и другие формы сотрудничества ценны и необходимы. Поскольку Иран территориально близок к России, Кремль получает определенный сдерживающий рычаг против региональных амбиций Китая.
Россия решила поручиться за Иран в том, что его ядерные амбиции не представляют угрозы. Это очень рискованно для нее. В прошлом месяце Иран пригрозил оставить без внимания требование ООН остановить работы по обогащению урана - главного элемента в создании ядерного оружия. Только несколько дней мощного давления со стороны Кремля заставили Тегеран уступить. США и иранские соседи обеспокоены тем, что такие угрозы будут повторяться.
Еще одним моментом, вызвавшим беспокойство, было заявление Российского агентства по атомной энергии, сделанное уже после объявления о завершении строительства Бушерской АЭС. В заявлении отмечается, что оставшиеся работы включают сборку некоторого оборудования по обеспечению безопасности и контроля. Россия тоже поручится за Иран в проведении этих работ?