Отношения между Россией и ЕС будут основываться на скорой выгоде, или мы сможем построить длительное и взаимовыгодное партнерство? На этот вопрос есть лишь один разумный ответ. Мы построим партнерство, способное противостоять бурям двадцать первого века.
Мы связаны географией и общим культурным наследием, неотъемлемой частью которого являются Пушкин, Шостакович, Малевич. Мы также связаны отсутствием реальной альтернативы. Глобализация и многочисленные новые угрозы и вызовы диктуют список задач, который ни один серьезный международный участник не сможет решить в одиночку.
Россия видится ЕС, как значительная сила, играющая важную активную роль для гарантии мира и стабильности. Мы граничим с некоторыми нестабильными регионами. И это делает Россию незаменимым партнером в попытках сдерживания распространения наркотиков, доставки легкого оружия и людей в ЕС и их транзита через ЕС. Россия нуждается в ЕС. ЕС и его государства члены насчитывают более 455 миллионов граждан и обладают общим ВНП в размере десяти тысяч миллиардов евро. ЕС растет и с политической точки зрения. В каждом кризисе нашей общей внешней политики и политики безопасности четко проявилось наше твердое намерение улучшить нашу эффективность.
Как и Россия, ЕС верит в эффективную многостороннюю систему, которая была бы связана с сильной ролью ООН, и в которой политическое поведение было бы подчинено власти закона. Можно добавить, что, несмотря на непростые отношения, Россия и ЕС сходятся в понимании мировых проблем. Более глубокий взгляд на темы, важные для всех нас, может помочь понять, зачем мы нужны друг другу.
Прежде всего, борьба с терроризмом объединяет все развитые общества, включая, разумеется, Россию и ЕС. С целью избежать нового Нью-Йорка, Бали, Касабланки, Мадрида или Беслана, страны члены ЕС прибегли к методам укрепления своих усилий в борьбе с терроризмом. Мы хотели бы расширить эту картину, улучшив наше сотрудничество с Россией, что мы уже сделали с США. ЕС и Россия должны будут усилить обмен информацией и объединить силы для того, чтобы разрушить финансовую систему террористических движений.
Кроме того, мы должны отдавать себе отчет в том, что эффективная борьбы с заразой терроризма означает борьбу как со скрытой инфекцией, так и с ее результатами. Даже если акции терроризма указывают на его глобальные размеры, причины часто носят локальный характер. Президент Путин был точен, когда заявил, что причины террора на юге Кавказа 'могут быть и в массовой безработице в регионе, и в отсутствии эффективной социальной политики, и в низком уровне образования молодежи и даже в нехватке возможностей в получении воспитания'.
Россия и Европейское Сообщество уже являются партнерами в другой основной области - экономике. Половина внешних торговых отношений России - это отношения с ЕС, а ЕС и его страны члены уже давно являются самым важным источником внешних инвестиций для России.
Процветающая и современная Россия выгодна для Европейского Сообщества. Процветание и модернизация России ведут за собой рост торговли, инвестиций, обновлений и уменьшение загрязнений окружающей среды. Вот причина, по которой ЕС предложил России статус 'наибольшего благоприятствования', гарантировав таким образом снижение таможенных пошлин на российский экспорт. Это снижение таможенных тарифов станет для России прямой выгодой, равной 300 миллионам евро в год. По этой же причине ЕС поддержал попытки России войти во ВТО и аплодировало решению российского правительства представит Думе на одобрение Киотский протокол. Мы надеемся, что Киотский протокол будет вскоре ратифицирован и что, таким образом, Россия внесет свой главный вклад в мировое развитие.
При этом, я хотел бы добавить, что России необходимо улучшить климат для инвестиций, так как в стране вновь наблюдается утечка капиталов и потенциальные европейские инвесторы заняли выжидательную позицию. Они жалуются, что процедуры регистрации слишком сложны, что права собственности недостаточно защищены и что они вынуждены оплачивать по более высокому тарифу услуги, выделяемые государством, по сравнению с российскими предприятиями.
Это подводит меня к третьей области взаимного беспокойства, демократии и власти закона. Не так давно, российский парламентарий во время своего визита в ЕС, кажется, заявил, что 'слишком много демократии - может быть плохо'. Подобное замечание заставляет меня спросить, достаточно ли ясно выдвигает ЕС свое требование большей демократии? Одно народное голосование, разумеется, не гарантирует, хорошего управления. Тот факт, что Сократа казнили по результатам голосования большинства афинских избирателей, не делает вердикт более приемлемым. Когда европейцы говорят о демократии, они имеют ввиду демократию и власть закона. Одно без другого не действует.
Многие европейские парламентарии в Европейском Сообществе выразили свое беспокойство тем, что в своей борьбе против терроризма Россия жертвует этим самым ценным союзом демократии и власти закона. Возможно, европейцы недостаточно хорошо понимают сложность управления такой большой страной, как Россия. И все же, из соображений корректности, я хотел бы напомнить, что и российские политики критикуют ЕС, полагая, что его сложно понять, что оно бюрократичное и высокомерное. Мы, европейцы, должны всерьез воспринимать эту критику.
Все это подчеркивает срочную необходимость больше - и никак не меньше - инвестировать друг в друга. Культурные обмены и больше возможностей на академическом уровне дают возможность узнать друг друга получше. ЕС и его страны-члены уже предоставили российским студентам доступ в свои университеты. Мы должны будем облегчить процедуру взаимного признания университетских дипломов и продвигать научное сотрудничество. И, в таком же ключе, можем развивать программы обмена между кинорежиссерами и актерами.
Взаимовыгодное партнерство требует взаимного уважения и терпения. А также желания делать серьезный вклад в наши отношения. Тургенев как-то сказал, что 'если мы будем ожидать момента, когда все, абсолютно все будет готово, то не начнем никогда'. Давайте помнить об этом предупреждении и возьмемся за работу.