МИНСК, Беларусь, понедельник, 18 октября 2004 года. Граждане Белоруссии проголосовали на референдуме, результат которого может позволить президенту страны, авторитарному лидеру Александру Г. Лукашенко, баллотироваться в президенты неограниченное количество раз.
После искусственно укороченной кампании, отмеченной преследованием оппозиции со стороны официальных органов, обвинениями в подделке бюллетеней и беспардонной саморекламой действующего лидера в государственных средствах массовой информации результат был практически предрешен, хотя многочисленные противники господина Лукашенко заранее отказывались его признавать.
Лидеры оппозиции и простые граждане говорят, что этот референдум - еще один шаг страны назад в диктатуру во главе с Лукашенко, бывшим колхозником, который все более крепко держится за власть в бывшей советской республике Беларуси после того, как в 1994 году он был избран на пост главы государства.
- Добровольно он власть не отдаст никогда, - говорит один из избирателей, сказавший, как и другие, только свое имя - Леонид, - из страха немедленного возмездия, которое постигает всех, кто публично высказывается против господина Лукашенко, - сегодня мы видим, как рождается сталинизм.
В понедельник утром председатель избирательной комиссии Лидия М. Ярмошина объявила, что 77 процентов всех от списочного состава избирателей одобрили решение, вынесенное на референдум, для чего по закону требуется одобрение более чем половины всех жителей страны, имеющих право голоса. По ее словам, свои голоса отдали более 90 процентов всех избирателей. Социологическая организация, работавшая по заказу правительства, также объявила, что опрос на выходе из избирательных участков показал убедительную победу Лукашенко. При этом директор социологического агентства регулярно озвучивал результаты опросов все воскресенье, что противоречит закону, запрещающему публикацию подобных данных до полного окончания голосования.
В результате референдума внесены поправки в конституцию, которую в 1996 году уже переписали таким образом, что полномочий у господина Лукашенко стало гораздо больше. Если бы конституция осталась в прежнем виде, в 2006 году Лукашенко должен был бы уйти с поста президента. Решение о проведении референдума он принял всего шесть недель назад, практически не приводя никакого обоснования необходимости перемен. Он так и говорил, что референдум касается вопроса о его правлении.
- Если сегодня народ скажет мне 'да', то я буду работать еще больше, - сказал в воскресенье 50-летний белорусский лидер в интервью государственному телевидению, на котором давно привыкли постоянно созерцать его лысеющую голову и пышные усы.
По словам оппозиции, организация референдума оставляла массу возможностей для широкомасштабной подтасовки результатов. В частности, указывает оппозиция, ни много, ни мало - тридцать процентов избирателей проголосовали досрочно. Досрочное голосование началось за пять дней до официальной даты, и на нем не было ни независимых, ни оппозиционных наблюдателей.
В выступлении госпожи Ярмошиной, показанном по телевидению, говорится, что среди тех, кто голосовал в больницах, воинских частях и на других 'закрытых' избирательных участках, более 90 процентов голосов было подано за внесение поправок в конституцию.
Также нарушая закон, все воскресенье государственное телевидение продолжало показывать ролики, призывавшие граждан изменить основной закон. Инакомыслящих по телевидению просто не показывали, а развешивание плакатов против референдума было запрещено.
За несколько недель до голосования было закрыто девять независимых газет. В воскресенье же десятки наблюдателей от оппозиции не допускались к избирательным участкам, в отделениях оппозиционных партий отключалась электроэнергия, а при проведении опросов избирателей были задержаны многие служащие социологических агентств.
Координатор российского социологического агентства 'Центр Левады' Ирина Г. Голубева целый вечер пыталась добиться освобождения двух добровольных помощников, которых держали в полицейском участке за то, что они проводили опросы. 'Они не сделали ничего противозаконного', - доказывала Голубева в участке.
Однако, по словам председателя избирательной комиссии Ярмошиной, никаких нарушений на избирательных участках не было. В интервью информационному агентству 'Интерфакс' она сказала, что оппозиция рассказывает 'всякую чушь'.
Председатель Объединенной гражданской партии Анатолий В. Лебедко, заявил прессе, что за все десятилетие, что в стране проводятся выборы, в этот раз правительство использовало самую жестокую тактику. Все выборы в Беларуси, включая самые первые, в результате которых Лукашенко пришел к власти, международные наблюдатели объявили недемократическими.
По словам Лебедко, использование таких махинаций подчеркивает, насколько на самом деле непопулярен Лукашенко. Если бы голосование было свободным, считает он, Лукашенко получил бы не более 30-40 процентов голосов 'за', что соответствует результатам независимых опросов.
Референдум совпал по дате с выборами в парламент, в котором большинство составляют верные Лукашенко депутаты. Партия Лебедко объединилась с пятью другими оппозиционными партиями в хилую коалицию, главной целью которой является преодолеть законодательный барьер для прохождения в парламент. Но при этом пост половину кандидатов от оппозиции либо вообще не допустили до выборов, либо сняли в ходе кампании. По предварительным результатам, в парламент не смог пробиться никто из оппозиционных кандидатов, включая и самого Лебедко.
В 105-м избирательном округе в Минске два кандидата были исключены из предвыборной гонки настолько поздно, что их фотографии, уже включенные в избирательные бюллетени, пришлось наспех заклеивать бумажками. Один из них, Александр В. Цинкевич, представитель Объединенной гражданской партии, рассказывает Лебедко, был исключен из числа кандидатов за 'клевету' в адрес Лукашенко.
На избирательных участках людям раздавали подарки и подавали еду по сниженным ценам. На участке номер 433 в одном из спальных районов Минска было установлено четыре бочки пива. Группа избирателей на этом участке, а также на участке 426, который находится через дорогу от управления местной секретной службы, до сих пор называемой КГБ, сказали, что настроены резко против Лукашенко, но делать что-либо бесполезно.
Избиратель, которого мы обозначим просто как Леонида, отказался от кружки пива. Его жена, учительница математики, также согласилась говорить только в том случае, если ее имя не будет названо. По ее словам, сотрудников школы предупредили, что им не следует появляться на митингах оппозиции.
- Все, что мы можем сделать - прийти на референдум и проголосовать против. Все остальное в руках Божьих, - говорит она.
Из десятка опрошенных нами избирателей только двое сказали, что они на референдуме проголосовали 'за', и только они согласились назвать свои имена. Для 50-летнего Владимира Васильева главное - что при Лукашенко а улицах чисто, по ним безопасно ходить, и зарплату платят вовремя, хотя и маленькую.
- Почему 'за'? - спрашивает он, - потому что это хоть какая-то гарантия стабильности.
Лебедко считает, что консолидация власти в руках Лукашенко, которая уже достигла практически абсолютной величины, может повредить ему самому, поскольку объединит и воодушевит демократов в стране.
- Могут последовать репрессии, - говорит он, - но репрессии - признак слабости.
Но не все так оптимистично настроены относительно будущего этой страны с населением в 10 миллионов человек, граничащей с тремя новыми членами Европейского Союза - Польшей, Литвой и Латвией.
Лидер политического и правозащитного движения 'Хартия-97' Андрей Санников:
- Для демократии это почти последний шанс.