Президент Путин, похоже, не сомневается в том, что его коллегу Буша переизберут на второй срок. Или, по крайней мере, очень хочет, чтобы это произошло. Вчера президент России фактически поддержал Буша в его борьбе за президентское кресло.
Таким образом, Путин становится одним из немногих лидеров иностранных государств, которые хотят видеть в Белом доме Джорджа Буша, а не Джона Керри. Мало того, что их немного - только Путин готов высказать свое мнение вслух.
Как обычно, то, что говорит Путин, надо вносить в учебники по искусству разыгрывания целой партии на паре козырей, а козырей на руках Путина и правда немного - в качестве потенциальных источников дипломатической угрозы можно использовать только географическое положение, нефть и ядерное оружие. Даже когда кажется, что он кого-то поддерживает, он никогда не стоит полностью на какой-то одной стороне. Нет, о нем нельзя сказать, что он бьется не в своей весовой категории. Недостаток веса он с лихвой окупает искусством использовать свои ресурсы.
Хотя его заявления, как всегда, не отличались прямотой, он ясно дал понять, что несмотря на жесткую антипатию со стороны многих в континентальной Европе и в исламском мире, у правительства Буша есть еще друзья за рубежом. С путинской Россией Вашингтону удалось найти общий язык и по ситуации в Центральной Азии, и по энергетике, и, похоже, по опасению относительно производства ядерного оружия в Иране.
Для того, чтобы поддержать Буша (а как же еще характеризовать такие заявления?), Путин выбрал региональный саммит в столице Таджикистана Душанбе.
- Любой объективный наблюдатель понимает, что атаки международных террористических организаций в Ираке, особенно в условиях сегодняшнего дня, направлены не столько против сил международной коалиции, сколько против президента Буша лично, - сказал Путин.
- Международный терроризм ставит своей целью нанести максимальный ущерб Бушу, не допустить его переизбрания на второй срок. Если они достигнут своей цели, это придаст международному терроризму новый импульс и дополнительные силы, - добавил российский лидер.
Однако на поддержку войны в Ираке это явно не тянет. Россия как постоянный член Совета Безопасности ООН находится в постоянной оппозиции военной операции Соединенных Штатов в Ираке, что Путин и повторил вчера.
Он также сказал фразу, которая просто необходима с дипломатической точки зрения: "Мы безо всяких условий будем уважать любой выбор американского народа и будем работать с любым президентом, которого он выберет". Но эта фраза не заслоняет слов, сказанных им в поддержку Буша, особенно если учесть, что ее - поддержку - он выражает уже во второй раз.
Первый раз он сделал это в июне, заявив, что у демократов "нет морального права" нападать на Буша за войну в Ираке, если вспомнить, что правительство Клинтона в 1999 году дало добро на бомбардировки Югославии силами США и НАТО.
Также он говорил - и правительству Буша это очень помогло, - что после 11 сентября, но еще до вторжения в Ирак, он предупреждал Соединенные Штаты о том, что Саддам Хусейн готовит террористические акты на территории Америки. Еще он немало сделал для того, чтобы уверить США в надежности поставок нефти, хотя совсем недавно, в эти выходные, во время своей двухдневной поездки в Китай, он искусно столкнул между собой Китай и Америку, учтя, что Китаю, так же, как и США, нужны энергоносители и не нужны исламские террористы.
Что же Буш может дать Путину взамен? Очень многое. Во-первых, невмешательство в войну Путина с преимущественно мусульманской Чечней.
Во-вторых, невмешательство в укрепление Путиным своей власти над регионами страны, а также над ЮКОСом, лучшей и, по идее, независимой российской нефтяной компанией. Ну, и еще пара приятных - и недорогих - мелочей, к примеру, положить конец попыткам исключить Россию из "большой восьмерки". Неудивительно, что между ними царит такое взаимопонимание.
Чтобы понять его причины, необязательно вспоминать неуклюжие излияния Буша про то, что, дескать, посмотрел он ему в глаза и понял его душу. Много лет прошло с тех пор, как Москва в последний раз спокойно смотрела на возможность прихода демократов в Белый дом. В России еще жива недобрая память о времени правления Клинтона, одного за другим засылавшего в Москву своих экономистов. Русские считают, что именно из-за них в стране возникла гиперинфляция, и что они стояли за распродажей государственных активов, как оказалось, по смехотворно низким ценам. Керри, в свою очередь, заявил, что он будет внимательно следить за соблюдением в России прав человека.
Конечно же, Путин - не единственный иностранный лидер, благосклонно относящийся к Бушу. Буш, например, поддержал далеко не однозначную политику израильского премьер-министра Ариэля Шарона (Ariel Sharon). А президент Пакистана Первез Мушарраф (Pervez Musharraf) и вовсе держится преимущественно на своем весьма непопулярном союзе с Бушем. Кроме того, остаются еще режимы, чьи интересы поддерживало правительство Буша, вроде Саудовской Аравии, хотя отношения с ней сейчас натянуты из-за войны, и Турции, получившей от Соединенных Штатов горячую поддержку в вопросе вступления в Европейский Союз.
Но никто из них не рискнул выказать свои предпочтения вслух, что практически сделал Путин. Если Буш действительно победит, то прямая поддержка, оказанная ему Путиным, сделает российского президента немного ближе к тому, чтобы участвовать в определении направления движения в течение следующих четырех лет.