Славянские республики Украина и Белоруссия, отделяющие остатки российской империи от Западной Европы, являются независимыми государствами, чью независимость от старшего русского брата нельзя действительно воспринимать всерьез. Как это бывает часто среди братьев, успех в субординации обратно пропорционален семейному авторитету. Состоящая номинально в союзе с Москвой Белоруссия, не имеющая исторического опыта стремления к национальной независимости, и чье оппозиционное движение наблюдатели считают как не отвечающее реалиям и дезорганизованным, воспринимается как зеркало, в котором русские могут видеть свою собственную авторитарную систему, превратившуюся в карикатуру.
При белорусском президенте Лукашенко, превратившем свою страну в 'последнюю европейскую диктатуру', исчезают неугодные лица, экономические функционеры, парламентарии, а средства массовой информации становятся своего рода марионетками государственных правителей. Все это кажется кремлевским технологам мечтой, а для россиян, мыслящих по-европейски, кошмаром.
Референдум Лукашенко, проведенный в конце прошедшей недели, и результаты которого были грубо сфальсифицированы, обновил состав его в целом декоративного парламента, но, в первую очередь, наделил Лукашенко правом править страной третий срок, что не предусмотрено конституцией. Это кажется многим россиянам повторением их последних думских выборов и одновременно пробным шаром для решения стратегической проблемы, связанной с продлением полномочий президента Путина на срок больше восьми лет, определенных конституцией.
Если видеть в Белоруссии зловещее предзнаменование такого же засилья власти, как и в России, то Украина, скорее, демонстрирует склонность к ослушанию и анархии. При относительно верном Москве президенте Кучме, преемник которого будет избран в конце месяца, образовалась криминальная олигархическая система. Она во многом напоминает Россию, но была бы без российских сырьевых ресурсов нежизнеспособна. Одновременно ее действующие лица делиться своим украинским пирогом с Москвой будут неохотно. Премьер-министр и кандидат на пост президента Янукович, которого активно поддерживает московский Кремль и уходящий Кучма, хочет, обещая стратегическое партнерство с Россией, привести строптивую Украину снова в объятия России. Янукович говорит о перспективе создания давно задуманного единого российско-украинского экономического пространства, которое должно вдохнуть жизнь в находящуюся, кажется, на грани смерти оборонную промышленность, и хочет ввести в качестве второго официального языка русский язык. От Запада Украина не может ждать ничего, кроме банальных слов, так кандидат обосновал свою позицию.
Таким образом, фигура Януковича станет пробным камнем в том, станет ли население на защиту остатков демократии и самостоятельности или же откажется от них. В этом убежден десяток украинских писателей, которые обратились в газете 'Украинская правда' с письмом-напоминанием в адрес общественности. Самым авторитетным подписантом является западно-украинский беллетрист Юрий Андрухович, чьи произведения неоднократно переводились на немецкий язык.
Янукович обслуживает преступную украинскую государственную власть и одновременно разведывательные силовые структуры Москвы, он возьмет по российскому образцу за горло любое правозащитное движение и гражданское общество.
Двенадцать писателей, в том числе Василий Кожелянко, Андрей Бондарь, Николай Рябчук, называют в качестве желаемого президента для своей родины конкурента Януковича, бывшего украинского премьера Ющенко, реформаторский курс которого привел страну к экономическому подъему и сделал ее более независимой от России. При Ющенко свой шанс получили бы свобода личности, европейский путь развития и культурное многообразие. Если же победит Янукович, настойчиво убеждают читателей авторы письма, Украина превратится в черную дыру в центре Европы, где безнаказанно травят кандидатов в президенты, убивают журналистов, а весь народ проявляет покорность, испытывает апатию и не имеет никаких надежд.