В прошлом - советник по национальной безопасности при Джимми Картере (Jimmy Carter) (с 1977 по 1981 год), Збигнев Бжезинский сегодня - эксперт в Центре стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне. Он является крупным специалистом в вопросах внешней политики, успех первого саммита в Кемп-Дэвиде был достигнут, во многом, благодаря ему. Его перу принадлежит множество работ, в том числе 'Великая шахматная доска' (изд. Bayard) и 'Верный выбор: Америка и остальной мир' (изд. 'Odile Jacob). В этих работах он бросает критический взгляд на соотношение сил в мире, основные ставки в международной политике, оценивает роль США. Он выступает за укрепление трансатлантического партнерства.
'Le Figaro'. - Как Вы оцениваете работу Джорджа Буша, проделанную им в течение первого президентского срока?
Збигнев Бжезинский. - Администрация Буша не выполнила своих обещаний, как в сфере внутренней, так и в сфере внешней политики. В плане внутренней политики, Буш взял на себя обязательства по осуществлению социальной политики, ориентированной на все слои общества. В дипломатическом плане он обещал добиться упрочения альянсов с другими державами и в целях улучшения международного сотрудничества - добиться того, чтобы это сотрудничество было эффективным.
Я считаю, что Буш не выполнил ни одного из двух основных обязательств. Напротив, администрация предпочла осуществлять внутреннюю политику в интересах наиболее состоятельных людей, и слишком мало занималась судьбой наименее обеспеченных слоев населения. В вопросе внешней политики США предпочли придерживаться политики унилатерализма, который стал еще более радикальным после терактов 11 сентября.
Считаете ли Вы, что избрание сенатора Керри на пост президента привнесло бы значительные изменения в дипломатическую линию США?
- Да, я убежден в этом. Если Джордж Буш будет переизбран, он не преминет вновь воспользоваться поддержкой населения, чтобы продолжить свою деятельность, в которую он уже вовлек всю страну. Таким образом, повышенное внимание будет сосредоточено на Ближнем Востоке и Иране. Если, напротив, победит Керри, есть мало сомнений в том, что с мнением союзников будут считаться больше. В частности, с мнением европейцев - их слово существенно в разрешении кризисов, поразивших планету, в частности, в палестино-израильском вопросе.
В книге 'Великая шахматная доска' Вы пишете, что Европе трудно найти свое место в новом мироустройстве.
- Нет никаких сомнений в том, что Европа играет значительную экономическую и культурную роль в современном мире. Но в данный момент ЕС далек от того, чтобы обладать достаточным политическим весом и, тем более, военной силой. Этот недостаток значительно ограничивает пространство маневра и влияние Европы на международной арене, и не позволяет Европе занять подобающее ей место.
Недавнее расширение ЕС до 25 стран может изменить расклад?
- Столь значительное и фундаментальное предприятие должно учитывать и военную сферу, нужно, чтобы Европа обладала достойным оборонным потенциалом. Самым важным, и, одновременно, самым простым критерием в этом вопросе являются деньги. Если Европа не готова последовательно вкладывать деньги в военную сферу, то велика вероятность, что она никогда не будет обладать силой сдерживания, и никогда не будет обладать достаточным военным потенциалом. На данный момент положение вещей таково, что ни одна из стран-членов ЕС, увы, не готова расходовать достаточно средств в этой области, а, между тем, этот вопрос имеет ключевое значение, оказывает решающее влияние на то положение, которое Европа занимает на международной сцене.
Вы хотите сказать, что гегемония США неизбежно сохранится?
- Весь мир столкнулся с кризисом огромного масштаба, с кризисом беспрецедентным. Обширный регион, границы которого проходят от юга России до Индийского океана, от Суэца до Синцзяня, охвачен огнем политической напряженности. По этой территории проходит линия разрыва в сфере идеологии, разрыва не только в отношении идеологии США, но и в отношении идеологии всего западного мира. И я считаю, что наиболее адекватный ответ на кризис, очерченный этой линией разрыва, должен исходить, в первую очередь, от США, но также и от Европы. На деле, как показывает иракский кризис, Америка не может в одиночку урегулировать все конфликты.
Таким образом, Вы исходите из тех же посылок, что и Сэмюэль Хантингтон. . .
- Я не высказываюсь в поддержку этой теории. Но я опасаюсь, что есть большой риск того, что это мрачное пророчество сбудется. Единственное средство избежать фатального исхода - улучшение сотрудничества между США и Европой. Вот почему я придерживаюсь мнения, я вынужден повториться, что ЕС недостаточно оснащен в военной сфере, и этот вопрос - центральный в разрешении дилеммы, что встает перед миром.
Критическое отношение ЕС к решению США начать военную кампанию в Ираке частично оправданно, поскольку США не справляются с урегулированием этого кризиса. Только, одной лишь критики не достаточно для того, чтобы занять достойную позицию, нужно, чтобы критика сопровождалась встречными предложениями, своим видением ситуации. Если Европа реально хочет оказывать влияние на США, она должна проявить желание и должна быть в состоянии полноправно участвовать в разработке и в осуществлении плана эффективного разрешения кризиса в Ираке.
Для неоконсерваторов важно распространить демократию во всем мире, это, с их точки зрения, гарантия мира: каково Ваше мнение на этот счет?
- Идеология неоконсерваторов идет гораздо дальше! Ее теоретики, как, впрочем, и практики ни секунды не сомневаются в том, что демократия может возникнуть в отдельно взятой стране, как deus ex machina. Они полагаются на волю к действию, даже если во имя цели нужно прибегнуть к силе. Эта концепция чрезвычайно осложняет положение вещей, и ближневосточный опыт показал, что она имеет свои границы. Формула неоконсерваторов не эффективна.
В 1978 году Вы участвовали в переговорах, на которых были представлены палестинская, израильская и египетская стороны: считаете ли Вы, что залогом мира на Ближнем Востоке должно стать посредничество США, и политический вес этой страны сыграет свою роль?
- Способ решения палестино-израильского конфликта может быть найден только при посредничестве США. Палестинцы и израильтяне, очевидно, не могут разрешить проблему сами, поскольку горечь, страдания, и взаимная ненависть между этими народами в последние годы достигли такой степени, что нет возврата назад. Однако, повторюсь, чтобы обнародовать базовые принципы плана мирного урегулирования и основные линии его воплощения, США необходимо сотрудничество с Европой.
Также необходимо, чтобы Европа согласилась принять на себя часть расходов по финансированию проекта, и была готова выполнять военную миссию для его осуществления. Проект мирного соглашения должен быть сформулирован внешними сторонами. Враждебность между израильтянами и палестинцами достигла такой степени, что кажется невозможным, чтобы они смогли, без участия внешних сил, составить мирный договор, в котором интересы одной из сторон не были бы сильно ущемлены.
Следовательно, Вы разделяете идею Мадлен Олбрайт о том, что американская нация - 'необходимая нация'?
- Возможно ли представить себе систему безопасности планеты, в которой США не находились бы в господствующем положении? Какие вопросы должны стать приоритетными для нового президента США? Следующий 'хозяин' Белого Дома столкнется, на национальном уровне, с усугублением бюджетного кризиса, и на международном уровне - с усилением враждебности в отношении Соединенных Штатов.