Клаус Мангольд - председатель Восточного комитета Немецкой экономики.
Поступающие в эти дни из России новости носят противоречивый характер. Новости позитивного плана, например, о подписании Киотского протокола, о крупных инвестициях компаний Siemens, Total и Conoco-Philips сменяют сообщения об опасности террора, о процессе по делу ЮКОСа и о якобы грозящей опасности возвращения к централизации страны.
Как расценивают немецкие компании нынешнюю ситуацию? По информации Восточного комитета Немецкой экономики, я могу совершенно ясно сказать: в немецкой экономике вера в стабильность России как места для инвестирования капитала до сих пор не утрачена. Наоборот, интерес к российскому рынку велик, как никогда прежде. На организованную Восточным комитетом конференцию, посвященную инвестициям в России, она пройдет 28 октября в Штуттгарте, главной темой на которой будет средний класс, мы ожидаем прибытие представителей 400 немецкий предприятий со всей Германии. Это будут преимущественно представители среднего бизнеса. Обещание принять в ней участие дали канцлер Германии и российский премьер-министр Фрадков. Это свидетельствует о том, насколько важным является для наших обоих правительств расширение экономических связей.
Сегодня стоит активнее, чем раньше, выходить на рынок России. Это относится и к немецким средним предприятиям. В ходе бурного экономического роста в России, продолжающегося с 2000 года, все больше немецких фирм открывает для себя на рынке шансы, которые они хотят застраховать за счет прямых инвестиций на местах, в том числе долгосрочных.
Россия под руководством президента Путина внушительными темпами продвинулась по пути реформ. Приватизация, реформа земельных отношений, отвечающее времени законодательство по вопросам создания финансовых компаний и смелая налоговая политика улучшили рамочные условия для деятельности инвесторов. С принятием закона, связанного с вопросами технического регулирования, и налогового кодекса, вступившего в силу к началу года, сделан очередной шаг на пути облегчения доступа к российскому рынку и для немецких компаний.
Для немецкой экономики существенно то, что взятый курс реформ будет продолжен и в последующие годы. Экономические реформы не будут плодотворными без политической стабильности. В этом заключается интерес к тому, чтобы политика реформ осуществлялась и далее в надежных рамках.
Действия, связанные с делом нефтяного концерна ЮКОС, оказались единичным случаем. Они не означают пересмотра итогов приватизации, проведенной в России в середине 90-х годов. Об этом свидетельствуют запланированные крупные инвестиции зарубежных фирм в энергетической отрасли. Если бы это было по-другому, то оно шло бы вразрез с честолюбивой целью президента Путина добиться к 2010 году удвоения экономической мощи своей страны.
С нашей точки зрения, справедливым является также изъятие сверхприбыли у крупных нефтяных компаний, которые они получают в связи с крайне высокой ценой на нефть. Эти деньги идут теперь в Стабилизационный фонд и могут быть использованы, в том числе и для срочно необходимой диверсификации российской экономики и для оказания поддержки среднему предпринимательству.
Инвесторам, прежде всего представителям среднего бизнеса, необходима правовая безопасность. Они должны верить в то, что не станут жертвой государственного вмешательства или документов, имеющих обратную силу. Россия достигла прогресса и в этом отношении. По оценке Всемирного банка, рамочные условия для деятельности средних предпринимателей заметно улучшились. Присвоение рейтинговыми агентствами рейтинга на уровне 'инвестировать' говорит о признании данного факта за рубежом.
Для немецкого среднего бизнеса Россия открывает большие шансы в машиностроении, в электронной промышленности, на транспорте, в секторе производства оборудования для защиты окружающей среды, в пищевой отрасли, в промышленности строительных материалов и что касается поставок автомобилей или оказания услуг. В бизнесе в России можно добиваться успеха в любой отрасли.
Для этого существуют, прежде всего, три причины: Россия приобретает для немецких компаний все большее значение как рынок экспорта и импорта. Россия представляет рынок, где 143 миллиона потребителей, у которых с ростом реальной заработной платы и растущим потреблением все больше увеличивается спрос на товары, произведенные по стандартам западного качества. Так, в последние три года реальные доходы россиян возросли на шесть-десять процентов, и тенденция - к их повышению.
Для многих немецких компаний Россия интересна и как место производства и сбыта своей продукции. Стоимость производства по нашим меркам благоприятны, и с продолжением адаптации к стандартам ЕС такие рынки, как Россия, будут все больше попадать на прицел немецких инвесторов. При этом такое же большое значение имеет уровень образования населения, именно в области математики и естественных наук. В России есть прекрасно подготовленные математики, физики и инженеры.
Россия является для немецких предприятий, традиционно сильных в инжиниринге и в оказании услуг индустриального плана, привлекательным рынком и в сфере оказания услуг. Спрос на немецкие ноу-хау существует во многих областях, начиная от проектирования и монтажа механизмов и электроники и кончая практическим вводом в эксплуатацию.
Даже если России придется на ее многообещающем пути к рыночной экономике решать еще много проблем, она открывает для инвесторов большие шансы. Все говорит в пользу того, что так будет и впредь.