Эндрю Джек задается вопросом, не упускает ли президент Путин исторический шанс провести радикальную модернизацию страны
Возможно, общим фоном, на котором развиваются события в России в 2004 г., и является мощный экономический рост, но на устах у всех сегодня другие слова: 'Беслан' и 'ЮКОС'. События, которым они дали свое название, выбили страну из вновь обретенного равновесия и выглядят дурным предзнаменованием на будущее.
Второй президентский срок Владимира Путина начался в исключительно благоприятной для него обстановке: готовность политических структур выполнять его волю и популярность президента в обществе вызывают зависть у его западных коллег, а по темпам экономического роста страна опережает большинство азиатских соседей.
Но затем, в сентябре, разразилась бесланская трагедия - захват заложников в школе в республике Северная Осетия на юге России, жертвами которого стали более 330 взрослых и детей. Эти события стали символом неспособности российских властей защитить собственных граждан и послужили предлогом для политических реформ, вызывающих горячие споры.
Одновременно нефтяная компания 'ЮКОС', ставшая символом вновь обретенного сырьевого благосостояния России и выхода стандартов корпоративного управления на мировой уровень, оказалась на грани расчленения. Процесс восстановления государственного контроля над сырьевым сектором сопровождался худшими проявлениями произвола властей.
Оба эти события затмили собой несомненные макроэкономические достижения, приводящие к обогащению страны и побуждающие иностранных инвесторов связывать свое будущее с Россией. 'Я крайне разочарован, - говорит экономист Егор Гайдар, бывший вице-премьер, периодически выступающий в роли консультанта правительства. - Первые 100 дней первого путинского срока были великолепным, хрестоматийным примером того, как следует осуществлять чрезвычайно сложные реформы. Первые 100 дней его второго срока стали хрестоматийным примером того, как можно впустую растрачивать время'.
За первые четыре года пребывания в Кремле г-н Путин сумел консолидировать власть таким образом, что это позволило ему продолжать и развивать ряд либеральных экономических реформ, инициированных в 1990е гг., локомотивом которых стало упрощение системы налогообложения. Ему удалось оздоровить государственные финансы, чему в немалой степени способствовал и быстрый рост цен на предметы российского экспорта.
Министр финансов Алексей Кудрин не видит никаких признаков того, что в ходе нового президентского срока темпы реформ снижаются. Переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию идут по плану. На 2006 г. намечена полная либерализация валютного режима. Реформирование системы социальных выплат и налога на добавленную стоимость продолжается. Бюджет имеет большой профицит, валютные резервы велики, долги выплачиваются, а 'стабилизационный фонд', формируемый за счет дополнительных нефтяных доходов, быстро растет.
Г-н Кудрин указывает на новое распределение финансирования и обязанностей между федеральными, региональными и местными властями, а также на продолжающуюся разработку планов реформирования российских естественных монополий. 'Основы экономической реформы уже заложены, - отмечает он. - Новое правительство определяет ее принципы. Впереди несколько лет серьезных реформ. Они будут осуществляться шаг за шагом'.
Джонатан Шиффер (Jonathan Schiffer), вице-президент рейтингового агентства 'Moody's', которое прошлой осенью присвоило российским государственным облигациям инвестиционный рейтинг, а недавно повысило его до 'позитивной оценки', разделяет оптимизм Кудрина. 'Макроэкономические показатели и основные коэффициенты становятся все лучше и лучше. Мы не видим никаких факторов, угрожающих возможностям страны расплачиваться по кредитам', - утверждает он.
В ближайшие годы инвесторам не только не следует опасаться дефолта: перед ними открывается масса возможностей для прибыльных операций. Экономический рост в этом году должен составить 7%, во многом за счет экспорта нефти и газа, но вместе с тем и благодаря развитию производственного сектора, а также розничной торговли. Прямые иностранные инвестиции остаются на скромном уровне, но и их объем увеличивается, причем некоторые данные указывают на то, что в этом году они могут достичь рекордного уровня, превысив 8 миллиардов долларов. Крупные западные нефтегазовые компании во главе 'Royal Dutch/Shell' и 'ExxonMobil', уже существенно продвинулись вперед в осуществлении проектов по развитию морских месторождений близ острова Сахалин на российском Дальнем Востоке стоимостью, соответственно, в 11 и 12 миллиардов долларов.
'Деловая обстановка выглядит вполне респектабельно, - отмечает сотрудник одного из западных инвестиционных банков, предсказывая в ближайшие месяцы новую волну приобретений и инвестиций в металлургическом и финансовым секторах, а также выход новых российских компаний на рынок ценных бумаг. - Главное отличие нынешней ситуации состоит в том, что теперь глава любой корпорации должен иметь специальную стратегию действий в России. Она может быть позитивной или негативной, но продумать такую стратегию он все равно обязан'.
Однако, как и его начальство, наш собеседник признает, что 'дело 'ЮКОСа'' вызывает новые опасения у инвесторов и приводит по крайней мере к временным колебаниям на нарождающемся рынке ценных бумаг, поскольку многие зарубежные финансовые учреждения с солидной репутацией стремятся избежать потенциальных рисков.
Бывший глава и основной акционер 'ЮКОСа' Михаил Ходорковский обвиняется в уклонении от налогов и мошенничестве. Виновен он или нет, вряд ли стоит сомневаться, что подлинной причиной судебного преследования со стороны властей стали его политические амбиции. В какой-то степени кампания против 'ЮКОСа' принесла и позитивные результаты. Она напугала многих других олигархов, чье влияние на политический процесс давно вызывало недовольство властей, а монопольные позиции, завоеванные ими в экономике, препятствовали развитию малого и среднего бизнеса. Теперь многие компании добровольно увеличивают налоговые платежи и с большей чуткостью относятся к своим социальным обязательствам.
Однако беспардонные действия властей вызывают большую тревогу. Они используют судебную систему для разгрома одной из самых прибыльных компаний в стране, толкая ее к банкротству и распродаже основных активов по бросовым ценам, хотя фирма могла бы быстро собрать деньги на выплату вменяемой ей налоговой задолженности. Этот процесс выявил и подверженность налоговых властей, судов, министерства юстиции и прокуратуры политическому давлению; кроме того, он означает отход г-на Путина от данного после прихода к власти обещания установить 'диктатуру закона'.
Ущерб, связанный с 'делом 'ЮКОСа' еще можно свести к минимуму. Но, по крайней мере в краткосрочной перспективе, оно способствует 'бегству капиталов' и побуждает российский большой бизнес повременить с инвестициями. 'Неприкосновенность частной собственности сегодня под большим вопросом, - отмечает один московский банкир. - Клиенты говорят, что будут управлять своими фирмами на основе текущих денежных потоков, а не капитализации'.
Деловому сообществу может показаться, что бесланская трагедия - это нечто от него далекое, если не считать общего роста опасности терроризма для всех граждан России. Однако как причины случившегося, так и меры, предлагаемые для исправления ситуации говорят о проблемах в области государственного управления, способных повлиять и на экономику. Четыре года назад г-н Путин мог обвинять других за теракты, подобные бесланскому. Но сейчас ответственность за жесткую тактику в отношении Чечни, а также коррупцию и некомпетентность в органах безопасности, из-за которых стал возможен захват заложников в школе, ложится на его собственные плечи.
Однако его реакция, вместо выработки новой тактики, сводилась по сути к усилению уже принятых мер: увеличению расходов на оборону и безопасность, а также дальнейшей централизации власти за счет отмены прямых выборов региональных губернаторов и выдвижения кандидатов в парламент по одномандатным округам.
В результате до следующих выборов остается не так много времени для решения сложных задач, связанных с реструктуризацией естественных монополий, диверсификацией экономики, сокращением бюрократического аппарата и увеличением расходов на образование и здравоохранение. Если экономический рост продолжится, то все это обернется не немедленным кризисом, а скорее упущенным историческим шансом.
Но если важнейшим достижением г-на Путина за первый президентский срок стало восстановление стабильности после хаоса 1990х, то начало его второго срока парадоксальным образом ознаменовалось возвращением в Россию подрывающей эту стабильность неопределенности.