Российскому 'Газпрому' предстоит много работы - и над собой, и над 'Роснефтью'
Природный газ в России добывается в самых суровых условиях. Сотрудники концерна гордятся своими техническими достижениями. При этом, когда увидишь все своими глазами на месте, оказывается, что экономические соображения, отодвинуты на задний план. Глава концерна Миллер хочет изменить такое положение вещей и одновременно интегрировать в концерн еще одно неэффективное государственное предприятие - 'Роснефть'. Тем самым он приобретает себе не только друзей.
Начало октября, но уже выпал первый снег. Климат, где расположено одно из важнейших месторождений российского полугосударственного газового концерна, суровый. Ни Карское море, с одной стороны, ни ровная, как сковородка, тундра, с другой, не защищают местность от ветра. Зимой ртутный столбик термометра падает до -50º по Цельсию, - ямбургская 'страна Газпром' находится в Западной Сибири, в 200 километрах севернее полярного круга. Здесь, в щитовых домах на сваях - чтобы не обогревать слой вечной мерзлоты - живут примерно 8 тысяч человек. Жители этого искусственно созданного поселения работают за относительно высокую, по сравнению с средней по стране, зарплату целый месяц по 12 часов день, а затем на месяц же улетают домой. Дом у газовиков, как правило, находится где-нибудь в крупном городе на юге или западе России, а то и на Украине.
Не думать, а выполнять все требования
Главный инженер Александр Николаевич, который хочет, чтобы его звали просто Саша, здесь уже 19 лет. Он оживленно рассказывает о том, как за короткие летние месяцы они привезли сюда собранные на Украине установки по комплексной газоочистке, а затем зимой, тянули их до места назначения по снегу и льду. Саша явно гордится этой все еще работающей техникой, солидный возраст которой можно сразу заметить. Изготовлена она полностью в Советском Союзе, не требует особого технического обслуживания и не такая капризная, как западные аналоги, - подчеркивает он. Что касается ее экономической эффективности, то об этом он ничего не знает.
Добыча газа в таких климатических условиях - дело особо сложное, все должно работать, 'как швейцарские часы', - поясняет Саша своим западным слушателям. Он знает, как все должно функционировать, и поэтому требует от своих сотрудников строгого соблюдения дисциплины. 'Во время работы вы должны выполнять точно выполнять все требования, а не думать', - внушает он им. Только так он может обеспечить бесперебойную работу предприятия. Планы нового менеджмента во главе с Алексеем Миллером по реструктуризации, в ходе которой газовый концерн будет разделен на отдельные составные части, и не относящиеся к ключевой деятельности компоненты будут выведены из концерна, Саше не нравятся. 'Кто здесь попытается покрутить винтик, может вызвать настоящий хаос. Если мы недосмотрим, машины могут остановиться', - опасается он.
Патриотизм вместо эффективности
Но во время визита журналистов о реформах в Ямбурге все равно речь почти не заходит. Здесь отмечается 20-летие производственной фирмы 'Ямбурггаздобыча', производящей в этом регионе 44% всего газа в России. При этом суровые мужчины восхваляют свои достижения, а звезды эстрады воспевают горящий факел природного газа как основу основ любимой России. Много пьют и много едят. Однако статистика по себестоимости газодобычи или относительной экономичности, как выясняется, является коммерческой тайной. Относительно темы коррупции один из сотрудников говорит, что знает о случаях, когда умыкались денежки. Но он северянин, а северяне держатся все вместе, и поэтому он ничего скажет.
В стране 'Газпром' посетитель сразу начинает ощущать себя так, как он себе представлял Советский Союз: доминирующая над всем монополия, множество призывов к патриотизму, величию, силе и славе. Здесь видны технические достижения, вызывающие уважение, но они оттесняют экономическую эффективность на задний план. Конкуренции не существует. В этих местах, куда можно приехать только по разрешению спецслужбы, прозрачность и подотчетность перед акционерами, являются, по всей видимости, вещами второстепенными.
Большие планы Миллера
Приехавший на торжества глава концерна, поставленный на эту должность три года назад президентом Путиным, производит в этой обстановке впечатление инородного тела. На пресс-конференции он говорит о том, что начался второй этап его реформы. Он подчеркивает, что расчленение концерна на отдельные составные части обеспечит прозрачность расходов и более высокую эффективность. Это относится и ко всем дочерним предприятиям. На вопрос, коснется ли это многообразной социальной деятельности газового монополиста на местах, он лишь отвечает, что неоднократно подчеркивал, что в ходе реструктуризации 'Газпрома' будут пересматриваться все сферы его деятельности.
Но Миллер хочет не только сделать более эффективным старый 'Газпром', но и создать совершенно новый 'Газпром' в образе интегрированного, контролируемого государством энергетического концерна. С этой целью правительство пообещало передать 'Газпрому' нефтяной концерн 'Роснефть', находящийся пока в полной собственности государства. Затем Миллер хочет объединить нефтяное производство 'Роснефти' и 'Газпрома' в дочернее предприятие 'Газпромнефтегаз' и через 3 - 4 года добывать вместо сегодняшних 10 миллионов тонн нефти 50 миллионов, что составит примерно 10% общего объема добываемой в России нефти. Еще одно дочернее предприятие 'Газпрома' будет заниматься производством электроэнергии.
Интеграция концерна 'Роснефть' представляет собой еще одну грандиозную задачу, стоящую перед Миллером. Если до сих пор полугосударственный концерн 'Газпром' считался неэффективным и непрозрачным, то это еще в большей степени относится и к 'Роснефти'. Государственный нефтяной концерн, объем добычи которого в прошлом году составил 4,3% от всей добытой в России нефти, насчитывает, по сравнению со своими конкурентами, находящимися в частной собственности, слишком много сотрудников. Если в 2003 г. его доходы за баррель нефти были почти такими же, что и у конкурентов, однако прибыль, до учета процентов, налогов и списания (Ebitda), была заметно ниже. Когда же начинают считать чистую прибыль, то кажется, будто доходы куда-то таинственным образом улетучиваются.
Это положение укрепляет распространенные на рынке мнение, будто бы на государственном предприятии 'Роснефть' особенно сильно процветает коррупция. К тому же за последние годы задолженность 'Роснефти' возросла, соотношение задолженности нетто к собственному капиталу в размере 1,63 сегодня намного выше, чем у конкурентов (задолженность нетто измеряется как сумма непогашенных обязательств по отношению к третьим лицам за минусом наличных и эквивалентных им средств). Кроме того, 'Роснефть' обвиняют в беспардонной эксплуатации около 40 дочерних предприятий, контролируемых концерном лишь с очень незначительным большинством акций.
Много вопросов
Миллер решил произвести независимую оценку 'Роснефти' и намерен интегрировать концерн в 'Газпром', по возможности, до конца года. Об этом он заявил в Ямбурге. При этом, как сказал он, он понимает, что предприятия 'Роснефти' тоже должны быть основательно реструктурированы. Однако он не пояснил, как он все это хочет осуществить, и почему при таких обстоятельствах он предложил пост руководителя будущего предприятия 'Газпромнефтегаз' нынешнему главе 'Роснефти' Сергею Богданчикову.
Богданчиков, видимо, за кулисами ведет борьбу против слияния 'Роснефти' с 'Газпромом'. Наблюдатели говорят, что после объявления о слиянии, 'Роснефть' осуществила ряд крупных сделок со своими дочерними предприятиями. Действительно, Миллера ждет не простая задача. Тем временем множатся голоса тех, кто считает намерение еще больше укрупнить монополиста 'Газпром' принципиально ошибочным решением.