19 октября 2004 года. В момент, когда российский рынок ценных бумаг, казалось, стал успокаиваться, мы наблюдаем новый всплеск.
После нескольких исключительно турбулентных месяцев внутренняя фондовая биржа начала оправляться от волнений, и у целого ряда компаний появились планы в отношении изначальных открытых предложений. Однако эта тенденция остается неустойчивой.
Ключевой индекс RTS в последние месяцы беспорядочно скачет, то взлетая, то резко падая вместе с противоречивыми новостями о несчастливой нефтяной группе "ЮКОС". Повышенная чувствительность стала причиной резких флуктуаций цен, которые подпитываются крайне скудными новостями.
Этот биржевой индекс достиг своей самой высокой за всю историю точки в апреле, превзойдя прежние рекордные уровни лета 1997 года. Затем он резко упал, но с тех пор снова существенно подрос, превзойдя другие нарождающиеся рынки как в последний месяц, так и за квартал в целом.
Результатом этого стало замешательство среди инвесторов, которые продолжают пристально следить за Россией, и которых ставит в тупик любопытное сочетание неоднозначных сигналов относительно структурной и политической реформы в сопоставлении с сильными макроэкономическими показателями и перспективами роста экономики, которые обеспечиваются высокими ценами на промышленные товары.
Главный стратег "Альфа-банка" Крис Уифер (Chris Weafer) предостерегает инвесторов, что им следует продать свои акции сейчас, чтобы получить свою прибыль. "Рынок изменчив и зависит от краткосрочных спекулятивных инвестиций, - говорит он. - Иностранные инвесторы озабочены не скачками цен, а политическим риском. Снова возвратилось колесо рулетки".
Он утверждает, что главные американские финансовые институты, которые начали было инвестировать в российские ценные бумаги, вновь ушли с рынка. Вместо них в большинстве сделок участвуют внутренние инвесторы. Он отмечает, что объем торгов на Московской межбанковской валютной бирже - где доминируют местные бизнесы - превышает соответственный показатель RTS.
Несмотря на все эти неопределенности, российские компании возвращаются на рынок, углубляя и расширяя тем самым потенциальные предложения для инвесторов. После действующей на рынке информационных услуг компании "Росбизнес Консалтинг" и сети аптек "36,6" много шуму наделали выпустившие новые акции компания по производству косметики "Калина" и авиастроительная компания "Иркутск".
И вот теперь стальная группа "Мечел" объявила о своем намерении до конца текущего года выйти с изначальным открытым предложением на рынок в Соединенных Штатах. Снова идут разговоры о предложениях других компаний, включая "Седьмой Континент" и "Перекресток" (из числа розничных торговцев на главных улицах), сеть телевизионных станций CTC и Черкизовский мясоперерабатывающий комбинат.
Пожалуй, важнее всего то, что ранее в этом месяце разветвленный московский конгломерат "Система", занимающийся телекоммуникациями, недвижимостью и розничной торговлей, получил предварительное согласие на изначальное отрытое предложение, которое, вероятно, станет самым крупным на сегодня российским предложением (по свидетельству некоторых аналитиков, речь идет об 1-2 млрд. долл.).
Главным мотивом, разумеется, являются поиски денег. Считается, что компания "Мечел" является наиболее вероятным кандидатом на приобретение в предстоящей приватизации гигантского Магнитогорского металлургического комбината, в котором государству все еще принадлежат 24% акций. "Система" интересуется новыми проектами, включая вероятную распродажу в следующем году 75% акций государства в телекоммуникационной холдинговой компании "Связьинвест".
Хотя получение кредитов остается сравнительно дешевым, очень быстро растет и продажа акций на новых рынках. Изначальное открытое предложение дает компании "Система" и другим шанс получить дешевые финансы. Создаются также возможности для повышения рыночной стоимости не имеющих официальной биржевой котировки акций, которыми владеют малочисленные, крепко сцементированные группы, контролирующие большую часть российских бизнесов. И они дают все тем же владельцам-менеджерам возможность для осуществления стратегии прибыльного ухода.
Некоторые профессиональные советники намекают также, что изначальное открытое предложение обеспечивает дополнительную "защиту" руководителям бизнесов, которые ощущают возрастающую угрозу со стороны правительственных чиновников.
Сага "ЮКОСа", возможно, продемонстрировала, что иностранные акционеры не способны предотвратить устрашение со стороны государства, но она также свидетельствует, что они способны генерировать значительный шум, что делает подобные акции более смущающими.
Как для компаний, осуществляющих выпуск новых акций, так и для инвесторов на российском рынке имеются некоторые позитивные сигналы, включая назначение пользующегося большим уважением Олега Вьюгина, бывшего заместителя управляющего Центробанком РФ, главой нового финансового регулирующего органа.
Отношение к инвесторам, прозрачность и корпоративное управление улучшаются, пусть даже изначально они были плохими, и периодически происходят откаты, как, например, в случае с планируемым законом о "выдавливании" миноритарных акционеров.
Однако значительная часть резкого роста выпуска новых акций происходит вопреки, а не благодаря эволюции российского рынка.
В соответствии с новыми правилами, российские компании обязаны зарегистрироваться дома прежде, чем пытаться получить котировки за рубежом.
В отсутствие каких бы то ни было свидетельств культуры акционеров и при очень скромных инвестициях в ценные бумаги, которые пока что делают неоперившиеся пенсионные фонды, выгода остается ограниченной. Поэтому большинство компаний, планирующих выход на рынки с изначальным открытым предложением, ориентируются, прежде всего, на иностранных инвесторов.
Принимая во внимание растущие тяготы и затраты, обусловленные американскими законами, такие бизнесы, как группа "Лукойл", все больше начинают обращать свой взор не на Нью-Йорк, а на Лондон.
Однако, как это ни иронично, растущая в последние месяцы озабоченность инвесторов из-за таких нефтяных групп, как "Татнефть" и "Сургутнефтегаз", показывает, что регистрация на зарубежной бирже не гарантирует хорошего корпоративного управления или уважения к миноритарным акционерам.
В предстоящие месяцы главное внимание будет, скорее всего, приковано к "Газпрому", поскольку инвесторы, которые приобрели российские акции этой газовой группы посредством "серых схем", надеются нажиться на разнице цен с американскими депозитарными акциями, когда правительство России отменит ныне действующие ограничения для иностранцев на покупку внутренних акций "Газпрома".
И не удивительно, что на фоне растущего влияния правительства на сектор стратегических природных ресурсов в целом инвесторы все больше отворачиваются от "ЮКОСа" и других частных компаний и хотят иметь дело с теми компаниями, которых поддерживает государство.
Сегодня в ходу лозунг "Если не можешь их одолеть, тогда присоединяйся к ним".