Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Планы либеральных реформ превращаются в дым

Стефан Вагстил анализирует возможные последствия решения Кремля увеличить долю государственного участия в 'Газпроме' до 51 процента

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Когда в 2000 году президент Владимир Путин пришел к власти, перспективы 'Газпрома' выглядели неопределенными. На руководство этого газового гиганта оказывалось мощное давление с тем, чтобы оно отказалось от непрозрачности в работе компании и увеличило ее эффективность. А либеральные советники президента рассматривали вопрос о ее ликвидации. Теперь ситуация изменилась.

Когда в 2000 году президент Владимир Путин пришел к власти, перспективы 'Газпрома' выглядели неопределенными. На руководство этого газового гиганта оказывалось мощное давление с тем, чтобы оно отказалось от непрозрачности в работе компании и увеличило ее эффективность. А либеральные советники президента рассматривали вопрос о ее ликвидации.

Больше они его не рассматривают. Недавно господин Путин подтвердил, что в обозримом будущем 'Газпром' останется компанией, контролируемой государством. Как объявил Кремль, государство увеличит свою долю в 'Газпроме' с 38 до 51 процента путем слияния этого производителя природного газа с нефтяной компанией 'Роснефть', полностью принадлежащей государству. В результате этой сделки запасы углеводородного топлива 'Газпрома', и без того крупнейшие в мире, возрастут до 100 миллиардов баррелей в нефтяном эквиваленте.

Таким образом, 'Газпром' из мелкого игрока на нефтяном рынке превратится в крупного российского нефтепроизводителя. Кроме того, компания существенно увеличит свое участие в производстве газа, поскольку 'Роснефть' участвует в масштабных газовых проектах на Сахалине. Через 'Роснефть' 'Газпром' получит право собственности на 38 процентов сахалинских запасов.

Кремль планирует сделать акции 'Газпрома' более доступными для иностранных инвесторов, сняв барьеры на пути приобретения их зарубежными покупателями. Но это может произойти только после того, как государство получит свой 51 процент.

Эти планы вызвали протесты руководителей 'Роснефти', которые хотят иметь больше прав в управлении делами нового объединения. Кремль может в чем-то пойти им навстречу, однако слияние кажется почти неизбежным.

Данная сделка добавит финансовой и политической мускулатуры Алексею Миллеру, возглавляющему 'Газпром' с 2001 года. Близкий соратник Путина, Миллер уже произвел перестройку структуры управления в своем газовом гиганте и увеличил его финансовую прозрачность.

Теперь, когда у него в руках появились новые активы, Миллер становится еще более весомым партнером на переговорах. Как сказал один из кремлевских официальных лиц, 'эта сделка не окажет воздействия на монополию 'Газпрома' как газовой компании. 'Газпром' уже обладает монополией. Однако многие уже считают, что к 'Газпрому' как к более крупной компании будет более благоприятное отношение'.

Среди тех, кому приходится иметь дело с 'Газпромом', есть иностранные компании, которые наращивают свое участие в добыче российского газа или намерены это делать. К ним относятся 'ExxonMobil' и 'Royal Dutch/Shell', инвестировавшие капиталы в сахалинские месторождения, 'British Petroleum', имеющая пакет в 63 процента акций в неразработанном месторождении Ковыкта в Восточной Сибири, а также 'Total', который недавно приобрел 25 процентов в российской газодобывающей компании 'Новатек' - второй по объемам добычи после 'Газпрома'.

При помощи 'Роснефти' 'Газпром' вполне может приобрести доли участия в сахалинских проектах номер 1, 3, 4 и 5. Первым, в 2006 году, начнет работать проект 'Сахалин-1', в котором 'Роснефть' имеет 20 процентов, а 'ExxonMobil', владеющий 30 процентами, является компанией-разработчиком.

Тем не менее, даже после слияния с 'Роснефтью' 'Газпром' не сможет участвовать в проекте 'Сахалин-2'. По заявлению 'Shell', владеющей 55 процентами, добыча в рамках проекта начнется в 2007 году. Остальные доли в проекте принадлежат компаниям 'Mitsubishi' и 'Mitsui'.

'Газпром' уже некоторое время ведет переговоры с 'Shell' о приобретении доли в проекте 'Сахалин-2'. По оценке 'Shell', дискуссии проходят 'довольно интенсивно'. Джон Берри, возглавляющий российское отделение 'Shell', говорит: 'Мы будем только рады участию 'Газпрома' в проекте при условии, что компания внесет свой позитивный вклад'.

Сахалинские проекты имеют особое значение для России. В условиях, когда японские, китайские и южнокорейские потребители уже готовы покупать, Россия может стать важнейшим поставщиком в восточной Азии, точно так же, как она является важнейшим поставщиком для Европы.

'Газпром' также заинтересован в приобретении акций предприятия 'BP-TНK' на ковыктинском месторождении, которое может быть соединено трубопроводом с Китаем. Совокупные затраты на такой трубопровод могут составить 12 миллиардов долларов. 'Газпром' и 'BP-TНK' ведут переговоры о приобретении 'Газпромом' значительной доли участия.

Добыча на этом месторождении должна начаться не раньше 2009 года.

Иностранные компании, в свою очередь, заинтересованы в приобретении акций в новых крупных предприятиях 'Газпрома', особенно в мощном Штокмановском месторождении на дне Баренцева моря.

'Газпром' провел переговоры с рядом иностранных компаний, включая Shell, Total и ConocoPhillips, о разработке этого месторождения, являющегося одним из крупнейших в мире. Стоимость таких работ может составить от 10 до 30 миллиардов долларов.

Тем не менее, западные фирмы признают, что российские компании будут стремиться сохранить за собой контрольный пакет акций в этих проектах.

Соглашения о разделе продукции, которые дали 'Shell' и прочим большую долю в сахалинских проектах, вряд ли будут заключаться на тех же условиях и в тех же масштабах в будущем.

Господствующее положение будут иметь российские группы. В газовой отрасли это 'Газпром'.