Недавний скачок мировых цен на сырую нефть сделал энергетическую безопасность одним из главнейших факторов предвыборной кампании. И президент Буш, и сенатор Джон Керри говорят о том, что в рамках диверсификации энергетической политики Соединенных Штатов необходимо развивать технически эффективные проекты построения "водородной экономики" и совершенствовать инфраструктуру, обеспечивающую использование возобновляемых источников энергии. Но пока ни тот, ни другой не коснулся топлива, которому, скорее всего, предстоит в следующие несколько лет выйти на второе место по объемам потребления в мире - природного газа.
Не уделять достаточного внимания природному газу - серьезная ошибка. Объемы потребления газа в качестве источника первичной энергии растут самыми быстрыми темпами среди всех видов топлива: до 2025 года прогнозируемый рост потребления во всем мире составит 2 процента ежегодно, причем наиболее заметное увеличение произойдет в ряде развивающихся стран мира, в частности, на территории бывшего Советского Союза и в Восточной Европе, где главным поставщиком остается Москва. Однако и в Соединенных Штатах, по данным Министерства энергетики, спрос на газ также будет расти быстрыми темпами - до 2025 года он вырастет почти на 40 процентов.
Растущая зависимость Америки от природного газа может поменять содержание политического диалога с Россией, располагающей 28 процентами мировых запасов газа, и к тому же выгодно выделяющейся на фоне нестабильности альтернативных экспортеров, таких как Иран и Саудовская Аравия. Удовлетворение спроса на природный газ в Западной Европе уже более чем на треть зависит от России, причем Финляндия и Словакия вообще не потребляют никакого газа, кроме российского. К 2025 году даже Соединенные Штаты, возможно, сильно увеличат объемы импорта сжиженного природного газа из России.
В последние несколько лет Кремль уверенно и практически без сопротивления выходит на доминирующие позиции на мировом рынке газа. Кроме того, что по запасам природного газа она занимает такое же место, как Саудовская Аравия по нефти, Россия успешно держит под контролем запасы газа в своем "ближнем зарубежье" - на Кавказе и в Центральной Азии.
Большую часть этой работы делают вездесущие государственные энергетические монополии. В апреле 2003 года российская газовая монополия "Газпром" заключила с Туркменистаном соглашение на покупку его газа на 25 лет вперед. В рамках этого соглашения к 2009 году Москва фактически полностью возьмет под контроль экспорт туркменского газа, что даст ей мощные рычаги политического влияния на страну, провозглашающую себя "нейтральной".
В июне президент России Владимир Путин и его узбекский коллега Ислам Каримов подписали соглашение сроком на 35 лет, по которому "Газпром" получает права на разработку газовых месторождений в Узбекистане. После подписания этого договора "Газпром" выразил заинтересованность в приобретении 44 процентов акций узбекской трубопроводной монополии "Узбекистантрансгаза".
Также в июне "Газпром" объявил о намерении подписать с Казахстаном контракт сроком на пять-семь лет на участие в разработке богатой углеводородной провинции Карачаганак. Кроме того, российская компания объявила о желании приобрести существенную долю трубопроводной инфраструктуры Казахстана. На эти же темы "Газпром" активно общается с высокопоставленными чиновниками Кыргызстана и Таджикистана.
Природный газ стал в руках России геополитическим оружием. Якобы "за неуплату" Кремль руками "Газпрома" приостанавливал поставки газа в Беларусь, Украину, Грузию и Армению, когда эти страны пытались проводить внутреннюю или внешнюю политику, идущую вразрез с интересами Москвы. Также России удалось наладить связи с давнишним региональным конкурентом - Турцией. В 2001 году началось строительство газопровода "Голубой поток" из российского Ставропольского края в столицу Турции Анкару, и теперь Турция - один из крупнейших импортеров российских энергоносителей. Работает Россия и над строительством трубопроводов в Армению и Иран.
Россия даже начала создавать под своей эгидой объединение стран-экспортеров природного газа. Эксперты предсказывают, что Форум стран-экспортеров газа (Gas Exporting Countries Forum), основанный в 2001 году, может в перспективе стать чем-то вроде "газовой ОПЕК" с Россией во главе. Заместитель генерального директора "Газпрома" Александр Рязанов после заседания Форума, прошедшего в июне в Каире, высказался достаточно ясно: политика разработки природного газа в странах-членах Форума будет "координироваться", с тем чтобы продавать газ "как можно дороже".
Действия России в этом процессе позволяют предположить, что с течением времени эта страна собирается прочно воцариться на энергетических рынках мира и, таким образом, получить возможность диктовать свои условия Европе и Соединенным Штатам.
Так вот, та энергетическая политика, которая может получиться в результате, весьма мало напоминает то, о чем нам говорят сейчас оба кандидата в президенты.
Автор статьи - член экспертной группы при Американском совете по внешней политике (American Foreign Policy Council)