Вашингтон, 19 октября 2004 года (UPI). Встречая на прошлой неделе российского президента Владимира Путина, Китай выложил гораздо больше, чем красную ковровую дорожку, однако Путин ничего не сказал по вопросу, который больше всего волнует лидеров Китая: он не дал "зеленый свет" строительству трубопровода, который позволил бы транспортировать нефтяные богатства Сибири в Китай для испытывающей энергетический голод промышленности.
Китайцы лезли из кожи вон, чтобы угодить гостю. Они согласились решить свой последний сложный пограничный спор с Россией в основном на условиях Кремля. И они предложили инвестировать в России в предстоящие полтора десятка лет 16 млрд. долл. США. Китайский президент Ху Цзиньтао (Hu Jintao) даже официально поддержал заявку Москвы на прием во Всемирную торговую организацию - что для российских политиков является критически важным экономическим и дипломатическим приоритетом.
Однако не достигнуто прогресса по двум ключевым пунктам стратегии Пекина: 3000-мильному (1 сухопутная миля = 1,609 км) газопроводу из крупного месторождения Ковыкта в Восточной Сибири, строительство которого, впервые предложенное почти десятилетие назад, оценивается в 18 млрд. долл.; а также 1500-мильному нефтепроводу из Западной Сибири в центр нефтеперерабатывающей индустрии Китая.
Сдержанная, осторожная позиция Путина застигла китайцев врасплох. Они были заранее уверены, что получат то, чего хотят.
Официальные лица ведущей нефтегазовой компании Китая "China National Petroleum Co." (CNPC) говорили западным бизнесменам и аналитикам энергетических проблем о своей "уверенности" в том, что Путин поддержит строительство газопровода во время своих переговоров с Ху, который лично поставил этот вопрос на обсуждение. Но все, что получила CNPC, это туманное согласие на сотрудничество с "Газпромом", крупнейшей в мире газодобывающей компанией.
Визит Путина изменил на противоположную тенденцию развития китайско-российских отношений в последнее десятилетие с лишним. С момент распада Советского Союза Россия - испытывавшая острую нехватку денег, доведенная до нищеты, страдающая от нехватки рынков для экспорта и утечки из страны сотен миллионов долларов - неоднократно предлагала свои "жемчужины короны", свое все еще мощное вооружение и сильные космические технологии Китаю на льготных условиях и, соответственно, они быстро раскупались.
Но теперь резкий рост мировых цен на энергоносители и тот факт, что Россия в этом году обогнала Саудовскую Аравию и стала крупнейшим в мире экспортером сырой нефти, не говоря уже о природном газе, наконец, позволили Москве в отношениях с Китаем вернуться на водительское место. Действительно, в последний месяц Путин ошеломил китайцев, заключив непредвиденные крупные соглашения в сфере энергетики с Южной Кореей. Далее, он, как представляется, выказал предпочтение Японии как партнеру в строительстве трубопровода для транспортировки нефти из Сибири.
И вот сейчас китайцы изо всех сил обхаживают россиян, а не наоборот, как это имело место на протяжении очень длительного времени.
Китайский премьер-министр Вэнь Цзябао (Wen Jiabao) на государственном обеде в честь Путина сказал, что Китаю и России "нужно открыть свои рынки друг для друга, увеличить товарооборот и улучшить нынешнюю структуру торговли". Двум странам "следует регулировать торговлю с помощью механизмов раннего предупреждения и консультаций по важной продукции" и внимательно относиться к двусторонним торговым проблемам, сказал он.
Говоря об инвестициях в России, китайский премьер сказал, что его страна "готова увеличить инвестиции в России для строительства объектов инфраструктуры, эксплуатации нефтяных и газовых месторождений и налаживания сотрудничества в сфере высоких технологий".
Фактически Путин, кажется, вполне счастлив поддерживать с Пекином тесные связи. Он дал свое согласие на усиление антитеррористического сотрудничества с Китаем в рамках Шанхайской организации сотрудничества, так называемого Шанхайского пакта, который функционирует также как механизм для сотрудничества между Россией и Китаем в деле блокирования укрепления военного могущества и влияния Соединенных Штатов в бывших советских республиках Средней Азии.
Путин в пятницу заявил принимающим его китайцам, что регионам России следует принять участие в программах развития западных областей Китая. Выступая на встрече российских и китайских региональных лидеров в китайском городе Сянь (Xian), он отметил, что российское участие в амбициозных новых программах Ху по развитию западных областей Китая позволило бы дать сильный толчок развитию огромных просторов Евразии. "Я уверен, что многие российские территории и регионы, а также государственные агентства и деловые предприятия смогут принять участие в этих программах", - сказал он.
При Путине торговля России с Китаем достигла новых высот. В этом году товарооборот достигнет 20 млрд. долл., что почти вдвое больше, чем в 2001 году (10,67 млрд. долл.). "Двусторонняя торговля между двумя громадными странами Евразии, как ожидается, в текущем году превысит 20 млрд. долл., в сравнении с 10,67 млрд. долл. - в 2001 году", - заявил в ходе недавнего визита в российскую столицу заместитель премьер-министра Китая Ву Ю (Wu Yi).
В первые восемь месяцев текущего года суммарный товарооборот составил 12,8 млрд. долл. и продолжает увеличиваться, сказал Ву во время визита в Москву несколько недель назад. Но Путин знает, что сегодня его отношения с Пекином определяет все более острая жажда Китая к сибирской нефти в условиях идеальной конъюнктуры на мировом рынке, где цены на этой неделе достигли прежде немыслимой цифры 55 долл. за баррель (1 американский баррель для нефтепродуктов = 158,78-158,95 л).
Всего за несколько недель до визита Путина Китай объявил, что готов оплачивать расходы на транспортировку российской нефти в Китай после того, как нефтяная корпорация "ЮКОС" сказала, что больше не в состоянии делать это. Президент компании "Российские железные дороги" (РЖД) Геннадий Фадеев сказал, что во время визита в Москву премьер-министра Вэня китайские официальные лица выразили согласие возмещать расходы РЖД по экспорту нефти, добываемой несчастливой нефтяной корпорацией "ЮКОС".
Российское правительство потребовало от корпорации "ЮКОС" уплатить 7 млрд. долл. недоимок по налогам за 2000 и 2001 годы, и 20 сентября корпорация "ЮКОС" объявила, что прекратит отгружать в адрес CNPC 400000 т сырой нефти каждый месяц, если только CNPC не станет платить по 160 долл. таможенной пошлины и транспортных тарифов за каждую тонну, а всего 64 млн. долл. ежемесячно. Этот шаг большинство оценили как попытку поставить Путина в неловкое положение накануне визита китайского премьер-министра, однако эта попытка не удалась, в то же время продемонстрировав, насколько отчаянно Китай нуждается в том, чтобы не прерывался поток сибирской нефти.
Развитие новых сильных связей между Москвой и Пекином является одним из наиболее важных и слабо освещаемых процессов глобальной политики и стратегической обстановки последнего десятилетия. Этот процесс продолжается и даже ускоряется. Но соотношение сил в этих взаимоотношениях изменилось. Россия сегодня в силу фактора нефти занимает место водителя - и обе стороны это знают.