Российские фирмы, по данным Гамбургского общества по поддержке экономики' (HWF), проявляют к ганзейскому городу растущий интерес. 'После долголетнего перерыва мы имеем дело с возросшим потоком запросов о возможности регистрации и сотрудничества', - сообщает Хартмут Бок (Hartmut Bock), эксперт HWF по зарубежным вопросам.
'И это новое качество компаний, которые представляют разные отрасли', - отмечает Бок. После падения 'железного занавеса' сначала приходили фирмы, желавшие заниматься торговлей и импортом товаров с Запада в Россию. Теперь, после финансового кризиса девяностых годов, приходят компании из совершенно других отраслей экономики. Сейчас, например, появились консалтинговые фирмы, которые помогают немецким компаниям завоевывать российский рынок, а русским - при освоении немецкого рынка. Тут речь идет о формальностях, бюрократии, а в России, например, - о меняющихся полномочиях. Так, кое-кто, кто был для немцев серьезным партнером в ельцинские времена, сегодня, в эпоху Путина, влиянием уже больше не пользуется.
Некоторые фирмы открыли для себя также нишу в экономическом обмене между странами. Так, есть предприниматели, которые покупают автомобили старых моделей, реставрируют их, а затем отправляют состоятельным покупателям в Россию. В свою очередь, другая фирма ввозит в Германию из России водку и шоколадные изделия. Один производитель аккумуляторов для автомобилей с Украины завоевывает свой рынок на Западе. И все это осуществляется через Гамбург.
В связи с ростом объемов перевалки грузов в порту вполне логично, что процветает и отрасль, занятая транспортировкой товаров между Россией и Гамбургом. Например, по маршруту между ганзейским городом и Санкт-Петербургом. При этом в России товары везут исключительно российские водители, поскольку они знают язык, местность и бюрократические традиции.
Экономические связи можно выразить в цифрах. Так, до конца девяностых годов в Гамбург из государств-членов СНГ приходило ежегодно, по меньшей мере, с десяток и более фирм. После банковского кризиса этот показатель сократился до шести. Сегодня, по прошествии трех кварталов 2004 года, это снова десяток фирм, говорит с удовлетворением Бок.
Изменение в структуре представленных отраслей можно объяснить также тем, что россияне в своем каждодневном спросе все больше отдают предпочтение продукции отечественного производства. Импорт концентрируется на предметах роскоши. В то же время на западные рынки потянулись и российские производители, например, что касается чисто национальных товаров, но и промышленной продукции и мебели.
Между тем, появились настоящие торговые цепочки, связывающие Гамбург, Россию и Дальний Восток. Так, россияне импортируют через Гамбург офисную мебель с Тайваня. Эту мебель отправляют через российских партнеров морским путем в Северную Америку. Товар, поскольку он хороший и недорого стоит, идет теперь через Гамбург и на немецкий рынок. Самый последний случай,это когда представительство в Гамбурге открыла фирма, собирающаяся брать в лизинг сельскохозяйственную технику для российского села. Другой молодой предприниматель планирует сбывать запасные части для насосов высокого давления из Германии, которые широко используются в России.
В принципе, резюмирует Бок, продукция и инжиниринговые услуги из Германии пользуются в государствах СНГ большим спросом. Гамбург, являющийся центром логистики, имеет хорошие шансы в качестве перевалочной базы для товаров. Тем временем завоевать российский рынок пытаются также французские и итальянские фирмы. Прибалтийские страны играли до сих пор для Гамбурга роль, прежде всего, в делах, связанных с логистикой. Из Польши приезжали многие ремесленники и рестораторы.