После Беслана Кремль пообещал устроить массовую облаву на Шамиля Басаева. Но главный террорист Чечни по-прежнему спокойно передвигается по своему родному Веденскому району. Краткий рассказ о человеке, стоящем за российским 11 сентября.
Дышне-Ведено, родное село Шамиля Басаева, протянулось на пару километров вдоль пыльной дороги в гористом Веденском районе Чечни, в 55 км на юго-восток от Грозного. Вокруг пасутся коровы и овцы, а местные сливки - свежие и очень вкусные. Если селяне правы, то самый разыскиваемый человек в России, прячется всего в нескольких километрах отсюда. Возможно, в деревушке Дарго, в 10 км на восток. Или в Эрсаное вверх по дороге. А может, прямо здесь, в Дышне-Ведено, недалеко от развалин своего когда-то роскошного дома из красного кирпича, взорванного российскими войсками в 2000 году.
Кремль объявил о начале массовой облавы на Басаева, лидера чеченских партизанов, который направляет мерзкую террористическую кампанию, помимо прочих зверств включающую угон самолетов, взрывы террористов-смертников, захват московского театра в 2002 году и захват бесланской школы в прошлом месяце, где окончательное число жертв может достичь 500 человек. Но здесь, в Дышне-Ведено, где у россиян мало друзей, а высокопоставленный офицер называет основной задачей своих войск 'защитить самих себя', нет признаков начавшейся охоты.
Бывшие соседи, соратники и друзья Басаева говорят, что днем он скрывается в густых непроходимых лесах, покрывающих горы. А ночью спускается в одно из сел района, где заряжает свои компьютеры и сотовые телефоны и спокойно спит, зная, что местные жители не выдадут его, несмотря на обещанную Москвой награду в 10 млрд. долларов за информацию, способствующую его поимке. На вопрос, сообщила ли бы она о Басаеве русским, одна женщина резко ответила: 'Вы в своем уме?' По словам Шарипа, чеченского офицера милиции и друга детства Басаева, 'Если кто-то и сообщит о Шамиле, это будет последним, что он когда-либо сделает. Человек, принявший звонок, тут же позвонит Басаеву. Доносчику грозит смерть'.
Басаев поддерживает вокруг себя защитный пузырь, нагнетая страх, а также проникая в российские спецслужбы. По словам Супяна Тарамова, московского застройщика родом из Ведено, Басаев установил наблюдение за всеми военными и разведывательными российскими объектами в регионе. 'Некоторые из его родственников служат здесь в милиции', - рассказывает Тарамов, который когда-то взял Басаева на работу, но в 2000 создал про-российский отряд, чтобы выследить его. Он заявляет, что люди Басаева регулярно приобретают оружие, информацию и оборудование у россиян, и даже добиваются того, чтобы местные чиновники помогали ему перемещаться по району. Со своей стороны, российские элитные части, похоже, имеют и другие приоритеты, помимо поимки Басаева. Правозащитные организации заявляют, что только в этом году сотни чеченцев были похищены с целью выкупа, главным образом, российскими войсками или их чеченскими помощниками. Многие так и не вернулись.
Большая часть чеченцев возражают против смертоносных методов Басаева, хотя и разделяют его цель - независимость от России. Но тот факт, что Басаев может безнаказанно передвигаться в районе Ведено и при желании организовывать атаки на Россию, иллюстрирует, насколько чеченский конфликт перестал быть борьбой за самоопределение и превратился в страшную войну террора, мишенями которой стали мирные россияне и чеченцы. На прошлой неделе в Беслане закончился традиционный 40-дневный траур по погибшим, а тем временем люди по всей России беспокоятся о том, где Басаев нанесет новый удар.
Невысокий, жилистый Басаев родом из страны, известной анти-российскими мятежами. В 19м веке тезка 39-летнего Басаева, имам Шамиль, возглавил восстание против царя, которое длилось несколько десятилетий. В конце концов российские войска все же захватили его базу в Дарго в 1845 году, но суровая кампания стоила им 3900 человек, трех генералов и всех припасов. Сегодня Ведено вновь известно повстанцем по имени Шамиль.
Никто не предполагал, что молодой Басаев пойдет по пути своего тезки. Его отец был странствующим строителем, а мать торговала на рынке. Их старший сын был 'совершенно обычным', рассказывает друг детства, назвавшийся Русланом. 'Он нормально учился, неплохо играл в футбол, ничего больше', - вспоминает Шарип. Теперь Басаев называет себя преданным последователем ислама, но его семья никогда не была религиозной. 'До середины 90х мы никогда не видели, чтобы [отец Басаева] Салман ходил в мечеть', - говорит их бывший сосед Абдул.
Военную службу Басаев проходил в качестве пожарника, уделяя свободное время, которого было в достатке, чтению книг о мировой политике. После армии он с младшим братом Ширвани работал на отца строителем на юге России, а затем отправился в Москву со смутными планами изучения юриспруденции. Учился он недолго: на первом же курсе его исключили из института земельного хозяйства за плохую посещаемость, рассказывает Тарамов.
По просьбе матери Басаева, Тарамов нашел бывшему однокашнику работу в своей компьютерной компании. 'Он был ужасно ленив, - вспоминает он. - Всю ночь играл в компьютерные игры, а потом спал до обеда'. Тем не менее, Тарамов хоть и неохотно, но держал его в штате до конца 1991 года. Единственным признаков политических интересов Басаева, говорит Тарамов, было его восхищение Че Геварой (Che Guevara) и 'всеми, кто носил оружие'.
В ноябре 1991 года Басаев завоевал известность, угнав самолет в Минеральных Водах и заставив его приземлиться в Турции с целью привлечь внимание к начинающейся борьбе Чечни за независимость. Поскольку никто из пассажиров не пострадал, турецкие власти позволили Басаеву вернуться в Чечню. Россияне тоже были на удивление снисходительны. Вместо того, чтобы арестовать Басаева, они организовали его обучение в элитной военной части, а в следующем году отправили в Абхазию, где он сражался за поддерживаемых Москвой сепаратистов.
Но когда в 1994 году между Россией и Чечней вспыхнула открытая война, Басаев быстро стал одним из главных командиров мятежной республики. С начала 1995 он тесно сотрудничал с Хаттабом, саудовским моджахедом, сражавшимся в Афганистане и заявлявшем о своей близкой связи с Усамой бен Ладеном. 'Басаев был главным, но Хаттаб доставал деньги', - рассказывает бывший старший офицер безопасности партизанской организации.
Басаев и его люди были серьезными противниками, говорит офицер российских спецслужб, сражавшийся против них во время первой чеченской войны. Как ни странно это было для того времени, у них были хорошие технические возможности. 'Первым делом, разбив вечером лагерь, мы включали компьютеры и спутниковые телефоны', - вспоминает Джамал, бывший эксперт по взрывчатым веществам при Хаттабе. Басаев, по его словам, любил читать в сети.
Теперь Басаев не разглашает возможные связи с 'Аль-Каидой' (al-Qaeda). Он перенял ячеечную структуру для своей сети боевиков, и среди его людей есть несколько иностранных моджахедов с Ближнего Востока и из Европы. Однако в размещенном в Интернете сообщении, где он взял на себя ответственность за теракт в Беслане, говорится: 'Я не получаю деньги от бен Ладена, хотя я бы не отказался'.
Соратники уважают Басаева, но мало кто его любит. Два бывших партизана, давших 'Time' интервью два года назад, описали Басаева как жесткого и энергичного лидера. 'Он мог быть милым, а через минуту уже обругать тебя, оскорбить по-настоящему, - вспоминал помощник Басаева Султан. - Потом он возвращался, видел, что ты обиделся, и говорил, что это была шутка. Но меня ему не удавалось убедить'. (Около года назад Султана задержали россияне, и с тех пор о нем ничего не было слышно.) Казбек, сильно религиозный молодой боевик, присоединившийся к Басаеву в 1995 году и участвовавший в захвате больницы в Буденновске (Ставропольский край), где погибло 120 человек, утверждает, что главной мотивацией Басаева является вовсе не религиозное рвение. 'Он человек войны'. (С тех пор Казбек также пропал.) Захват больницы - и переговоры в прямом эфире с премьер-министром Виктором Черномырдиным - подтвердили репутацию Басаева как народного героя Чечни, показав воюющим чеченцам, что обычный паренек из Ведено может заставить сдаться даже российского премьера.
По словам Басаева, он организовал нападение на Буденновск, чтобы русские прочувствовали весь ужас войны, которую Москва вела против его людей. Это стало лейтмотивом целой серии терактов, которые он организовал в последствии. В 1999 году он вместе с Хаттабом спровоцировал начало второй чеченской войны, попытавшись захватить соседнюю республику Дагестан. Во время наступления российских войск на Грозный в начале 2000 Басаев едва не погиб. Ему оторвало часть ноги, когда он и его люди отступали через минное поле. Друзья и враги решили, что это конец его военной карьеры. Однако несколько месяцев спустя курьер из Ведено был удивлен, увидев Басаева подъезжающим на встречу за рулем джипа, специально приспособленного для него. Его показная храбрость не уменьшилась ни на йоту. В декабре прошлого года он отправил колкое послание националистической партии 'Родина', которая предложила награду 500 тысяч долларов за его поимку: 'Почему вы, мерзавцы, так мало предлагаете?'
После отступления из Грозного Басаев в целом отказался от партизанской войны в пользу открытого террора. В октябре 2002 по его приказу был захвачен московский театр. В результате штурма здания российскими войсками погибли 129 заложников. В июле 2003 его смертники убили 15 человек на рок-концерте в пригороде Москвы. Этим летом последовала целая волна насилия: взрывы на борту двух самолетов и в московском метро унесли жизни около ста человек еще до трагедии в Беслане.
Хаотичная реакция России на захват школы в Северной Осетии создала впечатление, что Кремль был захвачен в врасплох. Однако, как удалось узнать 'Time', российские спецслужбы получили предупреждение о возможной вылазке за несколько месяцев. Асламбек Аслаханов, советник президента Владимира Путина по делам Северного Кавказа, рассказал 'Time', что он знал о планирующемся нападении 'задолго до августа. Мы изучали возможность захвата театра или кинотеатра. Мы не могли предположить, что они нападут на школу'. Источники в правоохранительных органах говорят, что элитные антитеррористические подразделения были отправлены в регион в начале августа и были предупреждены о возможной попытке захвата большого общественного здания. Одно подразделение было размещено под Владикавказом, всего в 20 км на северо-восток от Беслана. Однако, по словам Басаева, он и еще около 30 партизан провели 10 дней в лесах в 20 км севернее Беслана, готовя нападение.
После начала террористической эпопеи Басаев потерял большинство близких друзей и родственников. В 2002 году Хаттаб был отравлен россиянами. Отец Басаева погиб в перестрелке с федеральными войсками два года назад. Россияне сообщали и об убийстве его брата Шривани, но есть много сообщений о том, что на самом деле он скрывается в Турции. Но для Басаева жизнь продолжается. За прошедший год он женился в третий раз, на Эсет, вдове одного из его командиров. Международное возмущение его жестокостью Басаева не трогает. Его заявление по Беслану было типично черствым: 'Нам кажется забавным, что весь мир с гневом и возмущением призывает нас остановиться. Мы спрашиваем их, что вы сделали для нас, чтобы мы стали вас слушать?'
Трагедия в Беслане вызвала решительное осуждение бывшего президента Чечни Аслана Масхадова. Но Басаев возглавляет более радикальное крыло сопротивления, которое во многом вытеснило людей Масхадова. И вряд ли он изменит тактику. Поскольку российские войска скорее пойдут на сговор с партизанами, чем будут их выслеживать, а сами чеченцы слишком напуганы, чтобы выдать его, Басаев может спокойно планировать следующее зверство. Он называет свои теракты 'Операция Бумеранг', намекая, что хочет, чтобы Москва прочувствовала весь ужас чеченской войны. После Беслана людям по всей России остается только гадать, куда в следующий раз ударит бумеранг Басаева.