Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Телеканал СТС верен принципу поговорки: 'отсутствие новостей - уже хорошая новость'

Телеканал СТС верен принципу поговорки: 'отсутствие новостей - уже хорошая новость' picture
Телеканал СТС верен принципу поговорки: 'отсутствие новостей - уже хорошая новость' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В условиях, когда Кремль создает российским независимым СМИ все больше препон, они пытаются выжить самыми разными способами. СТС - телеканал со штаб-квартирой в одном из московских пригородов - взял на вооружение новаторскую стратегию: он вообще отказался от выпусков новостей

Москва. - В условиях, когда Кремль создает российским независимым СМИ все больше препон, они пытаются выжить самыми разными способами. СТС - телеканал со штаб-квартирой в одном из московских пригородов - взял на вооружение новаторскую стратегию: он вообще отказался от выпусков новостей.

Сегодня СТС, созданная восемь лет назад американскими предпринимателем - самая динамичная из российских частных телекомпаний. Секрет ее успеха - в эскейпистских развлекательных программах, которые соответствуют вкусам российской молодежи и позволяют избежать неприятностей с президентом Путиным. 'Мы вне политики, - говорит основатель СТС Питер Герви (Peter Gerwe). - Вряд ли Путин разозлится на нас, если ему не понравится какой-то из наших фильмов'.

Подобно многим телеканалам в США и других странах, СТС четко придерживается развлекательной тематики. Даже во время общенациональных кризисов, например, трагедии в городе Беслане на юге России, где боевики захватили школу, и в результате перестрелок и взрывов погибло более 330 заложников. В кульминационный момент кризиса, когда западные СМИ и даже некоторые российские каналы вели прямые репортажи с места событий, СТС показывал очередную серию 'Зачарованных' - американского фильма о трех современных ведьмах.

СТВ, предлагающий зрителю соблазнительный коктейль из костюмных фильмов, голливудских блокбастеров, комедийных шоу и репортажей о жизни знаменитостей, ломает стереотипный образ российского телевидения. Как и в советские времена, большинство телестанций считают своей задачей информировать и просвещать людей, а не развлекать их. Но сегодня СТС - четвертый по количеству зрителей российский телеканал. По иронии судьбы, он только что продал один из своих популярнейших сериалов - костюмную мелодраму из царских времен 'Бедная Настя' - телекомпаниям из 22 стран, в том числе Мексики, которая в начале 1990х гг. затопила российский экран дешевыми 'мыльными операми'. Если раньше телевизионный истэблишмент пренебрежительно относился к 'примитивному' СТС, то в этом году канал завоевал три престижные российские премии, причем одну из них - за 'Бедную Настю'.

Благодаря СТС сорокапятилетний г-н Герви, выросший в Сан-Франциско, стал богачом. Он приехал в Россию в начале 1980х гг., в качестве самозванного 'молодого рокера из Калифорнии', поражая степенных советских теленачальников тем, что щеголял в джинсах и футболке. В конце 1980х он заработал целое состояние, продавая советским прокатчикам голливудские фильмы категории 'Б', а в 1991 г. создал 'Радио Максимум' - одну из первых российских радиостанций, транслировавших поп-музыку в диапазоне УКВ. Еще через пять лет он основал СТС, познакомив миллионы российских подростков с обитателями 'Мелроуз плейс' и Альфом.

Воспользовавшись бумом на российском рынке телерекламы, объем которого вырос за последние 6 лет со 100 миллионов до 1,3 миллиарда долларов, г-н Герви и другие акционеры в июле продали еще 9% акций своего холдинга 'СТС-медиа' шведской фирме 'Modern Times Group AB' за 53 миллиона долларов, в результате чего принадлежащий MTG пакет акций компании увеличился до 38%.

При помощи старых российских друзей, которые сегодня занимают ключевые посты в руководстве спутниковым телевидением страны, г-н Герви заключил ряд дистрибуционных сделок, которые дали ему доступ к частотам в регионах - вдали от политизированной московской медийной арены. 'Мы старались вести себя тихо, не высовывались, формировали базовые активы', - рассказывает он. В отличие от крупных общенациональных каналов, полностью владеющих своими частотами и передатчиками, телесеть, созданная Герви, скорее напоминает американскую модель - она имеет 8 станций в крупнейших российских городах и 300 местных филиалов. Компания развивалась, и у Герви появился очень ценный союзник в лице 'Альфа-груп' - конгломерата, принадлежащего Михаилу Фридману и Петру Авену, входящим в список богатейших людей России: сегодня 'Альфа' владеет 29% акциями холдинга 'СТС-медиа'.

Штаб-квартира канала расположена в непритязательном здании бывшего советского НИИ в запущенном пригороде на западе столицы. В тесной студии на 13 этаже за консолью и пятью мониторами сидят техники. На Сибирь они транслируют 'Беверли Хиллс 90210', на Урале идет мультфильм про человека-паука, а в Москве - комедийное шоу. Но выпусков новостей - о новых 'наездах' на нефтяную компанию 'ЮКОС' или последствиях Беслана - среди этого разнообразия не встретишь.

Александра Роднянского - знаменитого кинопродюсера, возглавившего СТС в 2002 г. - это нисколько не смущает. 'Когда десять других каналов передают одно и то же, было бы аморально лишать зрителей выбора', - утверждает он. Впрочем, добавляет Роднянский, в течение двухдневного национального траура, объявленного после Беслана, СТС прекратил трансляцию юмористических программ.

История г-на Герви - один из редких примеров успеха в отрасли, где на каждом шагу спотыкаешься о сброшенных с пьедесталов идолов. Российские телемагнаты Владимир Гусинский и Борис Березовский, некогда похвалявшиеся, что могут отправить в отставку правительство, живут в изгнании, а их империи оказались в руках государства. На телевидении сегодня господствуют два государственных телеканала, тщательно следующих официальной линии Кремля. Выпуски новостей начинаются с репортажей о рабочих поездках президента Путина по России и его встречах с министрами. Критика политического руководства - дело неслыханное, а оппозиционным политикам доступ в эфир фактически закрыт.

Российский медийный бизнес так и не оправился от последствий землетрясения, которое он пережил после прихода к власти г-на Путина в 2000 г. Новый президент быстро приструнил магнатов, контролировавших политическую сферу, бизнес и СМИ в ельцинскую эпоху, в том числе г-на Гусинского, который ненадолго угодил в тюрьму по обвинению в мошенничестве. В 2001 г. принадлежащий ему канал НТВ, славившийся жесткими информационными программами, зачастую с резкой критикой в адрес Кремля, перешла в руки государственного газового монополиста - 'Газпрома'. После этого передачи НТВ потеряли остроту, а рейтинги канала снизились.

В тот момент, когда НТВ вел безуспешную борьбу с Кремлем, СТС активно искал возможности для заключения с западными студиями сделок о совместном создании программ. В прошлом году СТС заключил этапное соглашение с 'Sony Pictures Television International' и российской производственной компанией 'А Медиа Груп' о создании новых программ для трансляции в прайм-тайм общей продолжительностью в 200 часов. Среди них - русская версия популярного американского комедийного сериала 'Няня', который уже идет на СТС в этом сезоне.

Руководители канала говорят, что их аудитория - это новое поколение россиян, которым надоели информационные передачи. 'Люди устали от политики, устали от 15 лет непрерывных политических баталий, - говорит г-н Роднянский, которому, как считается, принадлежит основная заслуга в повышении рейтингов СТС. - Мы присутствуем при зарождении буржуазного общества, среднего класса, представителей которого больше интересует собственная карьера, семья и возможности тратить деньги'.

Телевизионные критики придерживаются того же мнения. 'Молодые зрители рассматривают телевидение как еще один способ провести досуг - нечто вроде глянцевого журнала или легкого чтива - а не как источник новостей', - отмечает Ирина Петровская, критик-ветеран из газеты 'Известия'. С 2000 г. доходы СТС от рекламы возросли в семь раз: за внимание его молодежной аудитории борются крупные компании вроде 'Procter & Gamble', 'L'Oreal SA' и 'Pepsico Inc.'.

Однако, по мнению некоторых наблюдателей, расчет СТС на то, что его аудитория не интересуется новостями, ошибочен. 'Молодые люди не смотрят новости, потому что приличных информационных передач просто нет', - утверждает Ирина Бородина, критик из газеты 'Коммерсант', специализирующаяся на СМИ. По ее мнению, СТС вряд ли удастся завоевать намного больше 10% зрительской аудитории, если на канале не появятся новостные и информационные программы западного образца, которые некогда являлись 'визитной карточкой' НТВ и пользовались популярностью, в том числе, и у молодых зрителей. 'В моменты кризисов рейтинг СТС будет снижаться, потому что в это время люди смотрят новости', - отмечает она.

По словам г-на Герви, когда-нибудь СТС, возможно, и вторгнется в сферу информационного вещания - но только если будет в состоянии передавать объективные и достоверные новости. 'В нынешней обстановке это невозможно', - утверждает он.