Москва. Статья 81 российской конституции прекрасна в своей простоте: 'Одно и то же лицо может исполнять функции президента не больше, чем два раза подряд'. Такое же предложение было и в белорусской конституции, правда, только до прошлого воскресенья. В этот день президент Александр Лукашенко повелел своему народу проголосовать за то, чтобы зачеркнуть это ограничение. По официальным данным, за это проголосовали 77% избирателей. Опрос избирателей, проведенный институтом Гэллапа, однако, выявил другой результат - 48,4%. Но Лукашенко это не помешает, он сможет баллотироваться еще раз в 2006 г.
В то время как явно сфальсифицированные результаты референдума вызвали на Западе критику, в России возникла дискуссия иного рода: не вдохновится ли и Путин примером Лукашенко. В 2008 г. второй, а значит по конституции последний, срок президентства Путина заканчивается. Однако все чаще слышны голоса тех, кто поднимает вопрос о следующем избрании Путина, - причем, в зависимости от политической позиции, поднимают его или с надеждой, или с озабоченностью.
Наиболее откровенно высказался секретарь российско-белорусского Союза Павел Бородин. 'Если бы в России проводился референдум, как в Белоруссии, то я голосовал бы руками и ногами за продление полномочий президента Путина', - заявил бывший управляющий делами Кремля. 'Я считаю, что может быть и третий, и четвертый срок', - настаивал Бородин в своем интервью радиостанции 'Эхо Москвы', пояснив это так: 'В отличие от Запада в России правят не концерны, а царь. Такая власть, как у Путина или Лукашенко, дается богом'.
Подобное заявление даже Кремлю показалось слишком сильным. 'Бородин - международный чиновник, он выражает свое личное мнение, не соответствующее реальностям', - сказал представитель президента Алексей Громов. На самом деле Путин постоянно подчеркивал, что о его пребывании в Кремле дольше, чем до 2008 г., не может быть и речи. Совсем недавно он, видимо, еще раз убедил в этом своего друга Герхарда Шредера. 'Такого, по моей информации, не произойдет', - сказал канцлер Германии по поводу третьего переизбрания Путина в своем интервью газете 'Зюддойче Цайтунг'.
Некоторые российские политологи, напротив, считают 'модель Лукашенко' в своей стране вполне возможной. Не только Бородин, 'но и другие бюрократы, находящиеся под Путиным' с ужасом думают о том, что будет после 2008 г., - сказал Георгий Сатаров, отвечая на вопрос газеты 'Известия'. Сатаров является президентом фонда 'Индем', выступающего за развитие демократических институтов в России. Бюрократам нужен император, чтобы они могли спокойно продолжать свою нынешнюю деятельность. Вопрос еще одного срока президентства становится для Путина все актуальнее, считает политолог Дмитрий Орешкин. Давление его окружения растет, а кроме того, увеличивается и список аналогичных примеров на территории бывшего Советского Союза.
Фантазии в Москве
Мария Липман из Центра Карнеги в Москве, однако, не считает, что Путин последует примеру Лукашенко или центрально-азиатских властителей. 'Путин постарается не делать противоположное тому, о чем он заявил', - сказала она. Путин, считает она, действительно говорил то, что думал. Однако его 'нет' третьему сроку правления возбудило в Москве фантазии. Так, некоторые газеты сообщали о 'немецкой модели'. После ухода Путина пост президента может превратиться в чисто представительский, а Путин станет сильным премьер-министром по примеру канцлера Германии. Еще удивительнее звучит 'мексиканская модель'. В соответствии с ней Путин уйдет и займет должность главы гигантского концерна 'Газпром', экономическая мощь которого будет еще более усилена, примерно как в случае с легендарным концерном Pemex в Мексике.
Но и Липман тоже считает, что 'не исключено', что Путин все же останется в Кремле дольше, но только при чрезвычайных обстоятельствах, например в связи с кризисом в результате крупных терактов или природной катастрофы. На согласие людей Путин может рассчитывать и без таких событий. По опросу общественного мнения, проведенного Центром Левады 49% опрошенных высказались за третий срок президентства Путина, а 37% - против. Порядок изменения конституции сложный. Для этого необходимо согласие двух третей депутатов Государственной Думы, трех четвертей в Совете Федерации и двух третей депутатов региональных парламентов. Но в силу той полноты власти, которая находится в руках Путина, считает Липман, 'технически' сделать это 'не проблема'.