Теперь, когда борьба за крупную нефтяную компанию 'Юкос' близится к завершению, государство усиливает контроль над нефтяной промышленностью, еще недавно находившейся в руках частных владельцев.
В то время как приближается развязка ситуации вокруг крупной нефтяной компании 'Юкос', в течение года находившейся под осадой Кремля, эксперты заявляют, что эта длительная борьба подавила активность рынка и упрочила контроль Кремля над экономической сферой.
Но до сих пор непонятно, как Кремль распорядится своим влиянием. Грядущее слияние государственной компании 'Роснефть' и ведущего производителя природного газа 'Газпрома' приведет к появлению влиятельного государственного игрока на некогда частном поле.
Вероятная продажа активов 'Юкоса' государственной или лояльной Кремлю компании станет заключительным этапом на пути отчуждения доходного нефтяного и газового сектора в пользу государства. По мнению наблюдателей, вопрос в том, будет ли такая стратегия применена в отношении других отраслей промышленности, что в итоге может привести к появлению нового, кремлевского вида капитализма.
'Не думаю, что у Кремля была какая-либо долгосрочная стратегия' год назад, когда был арестован бывший глава 'Юкоса' Михаил Ходорковский, а его компания практически доведена до состояния банкротства, - говорит эксперт московского Центра Карнеги Ксения Юдаева. 'Но государству удалось расправиться с конкуренцией и вернуть себе монополию не только в том, что касается производства, но и дальнейшего развития', - говорит она.
Завершение ожесточенной борьбы за 'Юкос', который в свое время производил 1,8 млн. баррелей нефти в день - больше, чем некоторые страны ОПЕК - вряд ли поможет снять международную обеспокоенность, вызванную самовольным использованием милиции, судов и налоговых инспекторов со стороны Кремля в качестве инструментов разрушения компании. 'Не осталось ни одного наивного человека, который бы поверил, что за судебным процессом в отношении 'Юкоса' стоит нечто другое, нежели перераспределение крупной собственности', - говорит независимый депутат Владимир Рыжков.
Сага о 'Юкосе' стала принимать серьезный оборот 25 октября прошлого года, когда богатейший человек России г-н Ходорковский был арестован и обвинен в мошенничестве и незаконном присвоении имущества во время приватизации государственного предприятия по производству удобрений. Многие эксперты полагают, что Ходорковский был выбран в качестве мишени из-за его политической оппозиции Владимиру Путину. Судебный процесс над Ходорковским продолжается, и ему может грозить наказание до 10 лет лишения свободы.
Кроме того, 'Юкос' обвиняется в неуплате налогов в размере более 8 млн. долларов, и вполне может быть распродан по частям. Фонд государственного имущества на этой неделе объявил, что торги по основному добывающему предприятию 'Юкоса' 'Юганскнефтегазу', производящему более 60% всей продукции компании, могут состояться уже в следующем месяце. Независимый эксперт оценил стоимость компании в 15-17 миллиардов долларов, но правительство обещает сбыть компанию за 10 миллиардов, если не меньше.
'Есть сведения, что 'Юганскнефтегаз' может быть продан по дешевке всего лишь за 4 миллиарда долларов', - говорит аналитик московской инвестиционной компании 'Тройка Диалог' Олег Максимов. 'Мои прогнозы в отношении 'Юкоса' после продажи 'Юганскнефтегаза' очень неутешительны'. По его мнению, покупатель предприятия скорее всего заранее известен, 'и им обязательно окажется нефтяная компания, принадлежащая государству, либо пользующаяся неограниченным доверием Кремля'.
На этой неделе, Министр экономики Герман Греф предупредил, что утечка капитала из России в 2004 году возрастет до 12 миллиардов долларов, т.е. увеличится на 2 миллиарда по сравнению с прошлым годом. Советник Кремля по экономическим вопросам Андрей Илларионов также высказал свое неодобрение: 'Более всего настораживает атмосфера страха, которой у нас не было несколько лет назад, - заявил он в интервью газете 'Коммерсант'. - И это результат активных действий, включая дело 'Юкоса'.
Кремль ослабил ограничения в отношении иностранного участия в нефтяной отрасли при условии, что иностранные инвесторы останутся на зависимом положении. Сейчас, когда цены на нефть уже превысили отметку в 50 долларов за баррель, а мировые запасы истощаются, многонациональные компании, желающие купить долю на российском рынке, буквально выстраиваются в очередь. В сентябре 7,6 процентов государственных акций в компании 'Лукойл' были проданы компании ConocoPhillips за 2,4 миллиарда долларов. К тому же, Кремль пообещал разрешить иностранным инвесторам приобретать миноритарные акции 'Газпрома', как только государство восстановит полный контроль.
'Несмотря на то, что роль государства растет, возможности иностранных компаний, вероятно, расширятся и станут более гарантированными', - говорит Максимов.
Самой большой загадкой остается то, как Кремль планирует использовать восстановленный контроль над нефтяной промышленностью, которая составляет более 25 % всего ВВП.
'Приватизация предыдущего десятилетия, которые некоторые называют пиратизацией, лишило государство средств, необходимых для восстановления образования, здравоохранения, и социальных услуг, - говорит почетный руководитель Института мировой экономики и политических исследований Олег Богомолов. - Я не понимаю, почему некоторые видят такую проблему в том, что государство восстанавливает контроль над национальными природными ресурсами'. Однако, добавляет он: 'Я не уверен в том, кто окажется в выигрыше на этот раз - простые люди или очередная группа олигархов'.
По мнению многих экспертов, самым тревожным наследием 'Юкоса' является отсутствие законной отчетности и прозрачности. 'Раньше, когда существовало определенное соперничество между частными компаниями, часть информации доходила до общественности', - говорит г-жа Юдаева. 'Теперь же, когда Кремль усиливает контроль над нефтяной промышленностью, нет никакой возможности узнать о его планах'.